Создателем метода интеллект карт (ИК) принято считать Тони Бьюзена – британского психолога, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования – развития памяти, мышления и т.д. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментариях к «Категориям» Аристотиля
Структура интеллект-карты повторяет нейронную структуру мозга. Более того, интеллект-карта повторяет миллиарды синапсов и соединений между клетками мозга. Результаты недавних научных исследований подтвердили, что интеллект-карта является естественным отражением процесса мышления, происходящего в головном мозге. Иными словами, человек мыслит внутренними интеллект-картами!

Основным преимуществом метода интеллект карт является то, что при его применении используется два полушария мозга человека. Например, при использовании тестов в основном работает левое полушарие мозга, а при использовании метода интеллект карт включается еще и правое полушарие мозга, и это позволяет обеспечить целостность восприятия информации. Линейное представление информации в виде текста не позволяет обучаемому одновременно воспринимать всю информацию, что значительно затрудняет ее запоминание.
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
В Финансовом университете при Правительстве РФ, профессором Шахраманьяном М.А., начиная с 2019 г. активно используется метод интеллект карт при обучении студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Многолетняя практика использования интеллект карт при проведении семинарских занятий со студентами 1 курса показала высокую их эффективность. Этому способствует сам предмет «Безопасность жизнедеятельности», который содержит много наглядных образов, которые органично дополняют текстовую компоненту интеллект карты, и тем самым повышают эффективность обучения студентов и запоминания ими пройденного материала.

Как видно из построенной одним из студентов 1 курса Финансового университета интеллект карты информационный материал по теме «Землетрясение», содержащий 3 страницы текста по причинам, последствиям и правилам поведении при землетрясении может быть скомпонован в виде одной компактной интеллект карты, что в значительной степени облегчает воспиятие студентами учебного материала.
В период 2023- 2024 гг. были проведены курсы повышения квалификации представителей центров управления кризисными ситуациями территориальных главным управления МЧС России в субъектах РФ. В процессе обучения слушатели строили интеллект карты по различным разделам программы ДПО «Основы работы с российским данными дистанционного зондирования Земли из космоса». Применение метода интеллект карт позволяет слушателям наиболее эффективно усваивать новые знания, а преподавателю оценивать уровень, полученных обучаемыми знаний и компетенций.
Можно выделить следующие особенности применения интеллект карт в учебном процессе:
Во-первых, отображение ИК поддерживает определение основной учебной программы в рамках изучаемой темы, поскольку структура ИК облегчает иерархическую структуру содержимого предметной области на основные и подчиненные концепции, а также детали или примеры. Основные понятия помещаются в центре ветви ИК, поскольку они представляют верхний уровень в иерархической структуре. Подчиненные понятия размещаются на подветвях, представляющих следующий уровень в концептуальной иерархии. Концепции, представляющие детали и примеры, будут размещены на последующих уровнях в ментальных картах. Таким образом, ядро учебной программы можно определить, как концепции на уровне основных и под отраслей или близкие к ним.
Во-вторых, метод ИК поддерживает поток и разнообразие вопросов, визуализируя предыдущие знания. Интеллект карты подходят для визуализации предшествующих знаний, поскольку она вовлекает студентов в мозговой штурм и обмен информацией. Резонансный вопрос может быть вызван тем, что несколько ключевых концепций на основных ветвях визуально поддерживают идею о том, что тема может быть изучена с разных точек зрения и интересов. Более того, когда вопросы связаны с концепциями, к которым они обращаются, структура интеллект карты визуализирует разнообразие вопросов как по уровню, так и по интересу. Иерархическая структура интеллект карт визуализирует: является ли вопрос фундаментальным, затрагивающим ключевую концепцию в главной ветви, или очень конкретным, исследующим незначительные детали в под-под-ветви. Таким образом, структура ИК визуально помогает студентам в постановке различных вопросов и помогает оценить потенциальный вклад вопроса в изучение учебной программы.
В-третьих, метод интеллект карт поддерживает чувство общей ответственности, визуализируя коллективное развитие знаний студентов. Все вопросы студентов могут быть визуализированы в коллективной интеллект карте: либо в виде ветви, либо в виде гипертекстовой разметки в цифровой ментальной карте. Ответы студентов могут быть интегрированы в интеллект карту путем добавления новой информации о ветвях и реструктуризации ветвей. Построение коллективных знаний становится видимым, когда студенты совместно создают мысленную карту группы, которая разрабатывается по размеру и уточняется по структуре. Сотрудничая на этой коллективной визуальной платформе, студенты осознают, свой вклад в коллективный результат.
Наконец, интеллект карты могут показывать в какой степени эффективны занятия и была ли достигнута основная учебная программа.
Преподаватели могут использовать ИК для мониторинга и оценки развития индивидуальных знаний, поскольку построение ИК требует как запоминания концепций, так и пространственной организации знаний студентов по теме в визуальной структуре.
Эффективность использования интеллект карт можно оценивать по следующим критериям, перечень которых представлен ниже.
При проведении исследований использовались различные методы: тестирование (сравнение групп, использующие и не использующие интеллект карты), анкетирование и опросы (субъективная оценка пользователей), анализ статистики (время выполнения задач, количество ошибок, результаты тестов), экспериментальные исследования (замеры активности мозга (ЭЭГ) при работе с интеллект-картами).
Результаты проведенных исследований:
Исследования Тони Бьюзена (создателя mind mapping) показывают, что использование интеллект-карт может улучшить запоминание информации на 10-15%;
В бизнес-среде применение интеллект-карт сокращает время планирования проектов на 20-30%;
В обучении студенты, использующие mind maps, показывают на 25% лучшие результаты в тестах на понимание материала.
Таким образом, можно констатировать, что метод интеллект карт является мощным инструментом, позволяющий визуализировать мыслительную деятельность человека и повышать его мозговую активность.
Профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ Шахраманьян М.А.