Сексуальная верификация: зачем в легкой атлетике проводят гендерные тесты

    В женских турнирах смогут участвовать только биологические женщины
    Одна из самых известных спортсменок, чья половая принадлежность поддавалась сомнению, – бегунья из ЮАР Кастер Семеня
    Одна из самых известных спортсменок, чья половая принадлежность поддавалась сомнению, – бегунья из ЮАР Кастер Семеня /Zuma / ТАСС

    В конце августа 2025 г. исполнительный директор Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Борис Ярышевский объявил о начале тестирования спортсменок на гендерную принадлежность. По его словам, пробы на ген SRY сдали 30 человек, позже проверки продолжились на финале серии «Королева спорта» в Екатеринбурге. Такие тесты – не прихоть ВФЛА, а исполнение требований Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics). Весной она сообщила, что генный скрининг хотя бы раз за карьеру должны пройти все легкоатлетки. С 1 сентября тест стал обязательным для участниц крупнейших международных соревнований, в частности – чемпионата мира, который пройдет в Токио с 13 по 21 сентября. 

    Соскоб слюны

    В основе проверки лежит медицинский тест на наличие гена SRY. World Athletics предлагает спортсменкам самостоятельно выбрать, как его сдавать – либо по соскобу слюны (собирают с внутренней стороны щеки), либо по анализу крови. Цель процедуры – установить, есть ли в организме атлетки ген SRY (Sex-determining Region Y). Его можно обнаружить на Y-хромосоме, которая встречается преимущественно у мужчин и играет ключевую роль в формировании мужского фенотипа. Тесты на SRY World Athletics называет исключительно точными. Пойти на обман очень сложно – Y-хромосому невозможно «замаскировать», как некоторые виды допинга, потому что это неотъемлемая часть организма человека.

    Тем не менее даже изобретатель метода австралийский генетик Эндрю Синклер настаивает на том, что по одному лишь тесту нельзя делать однозначные выводы. «Использовать ген SRY для определения биологического пола неправильно, потому что он лишь указывает – присутствует этот ген или нет. Он не сообщает, как работает SRY, образовались ли тестикулы, вырабатывается ли тестостерон и, если да – способен ли организм его использовать», – написал профессор в статье на сайте Института исследований здоровья детей Мердока. Слова Синклера подтверждают реальные случаи синдрома полной андрогенной нечувствительности (CAIS), когда люди с женскими половыми признаками имеют Y-хромосому и сдают положительный тест на ген SRY. У них высокий тестостерон, что дает преимущество в соревновании, хотя с медицинской и социальной точки зрения они являются женщинами.

    Также у спортсменам может быть синдром Свайера. Это состояние организма с Y-хромосомой, но неактивным или отсутствующим геном SRY (чаще всего – результат мутаций). В таком случае атлетка может пройти тест и получить допуск к соревнованиям. Если же она провалит, потребуются дополнительные исследования. World Athletics уже заявила, что и при синдроме Сайеера и при постановке CAIS спортсмену разрешат выступать с женщинами, потому что атлетка биологически не является мужчиной. 

    Пограничное состояние

    Результаты теста обычно поступают спустя одну-две недели после сдачи пробы. При отрицательном результате спортсменку допускают к соревнованиям. При положительном ее/его отстраняют до дальнейших разбирательств. Тест проведут повторно, а решение о дисквалификации можно оспорить в Спортивном арбитражном суде (CAS). Вероятно, при положительном результате атлету разрешат выступать с мужчинами. С другой стороны, World Athletics может увидеть злой умысел и попытку выдать себя за человека другого пола – тогда мошенника ждет полное отстранение от соревнований и аннулирование результатов. 

    Одна из самых известных спортсменок, чья половая принадлежность поддавалась сомнению, – южноафриканская бегунья Кастер Семеня. В 2009 г. она впервые выиграла золото чемпионата мира на дистанции в 800 м. По комплекции Кастер сильно выделялась на фоне соперниц. Внешний вид и спортивный успех стали поводами для разбирательства. Гендерный тест определил, что она – женщина, пусть и, как выразился генеральный директор IAAF (предшественница World Athletics) Пьер Вайсс, не на 100%. У Семеня обнаружили высокий уровень тестостерона, что и позволило нарастить мышечную массу. Причем мужской гормон вырабатывался естественно (самим организмом). В итоге Кастер продолжила выступать среди женщин и дважды выиграла олимпийское золото – в 2012-м и 2016-м. 

    Высокий тестостерон действительно способен решить судьбу медалей, особенно в циклических видах спорта. Он повышает силу и выносливость, делает тело мощнее. В медицине встречаются случаи, когда врачи прописывают пациенткам искусственный тестостерон, но в спорте такое запрещено и приравнивается к допингу. Тем не менее некоторые легоатлетки пытались схитрить.

    Пожалуй, самый известный случай связан с россиянкой Марией Фарносовой (в девичестве – Савинова). В 2015 г. ее поймали на употреблении оксандролона – синтетического анаболического стероида, который является производным тестостерона. В итоге Марию дисквалифицировали на четыре года, а золото Лондона-2012 отобрали. 

    Дело Иман Хелиф

    Вопрос гендерной принадлежности обострился не только в легкой атлетике, но также в плавании, хоккее, регби, гольфе, шахматах и даже снукере. В последние годы многие международные федерации и организаторы крупных турниров ввели запрет на участие спортсменов, сознательно сменивших пол. В боксе тоже ввели тестирование.

    Вероятно, к этому подтолкнул скандал с олимпийской чемпионкой Парижа Иман Хелиф. Спортсменка из Алжира выиграла золото в категории до 66 кг. При этом на чемпионате мира-2023 ее и тайваньскую спортсменку Лин Юй-тин дисквалифицировали за несоответствие гендерным критериям: по данным Международной ассоциации бокса (IBA), у них выявили Y-хромосомы. Но у IBA остаются разногласия с Международным олимпийским комитетом (МОК), поэтому к организации соревнований на Играх ее не допустили. Это позволило Хелиф выступить в Париже. 

    World Boxing (новая структура, рассчитывает вытеснить IBA) не проводила проверки, чтобы установить пол алжирки, но весной объявила, что гендерные тесты станут обязательными для всех участниц взрослых международных соревнований. Изменение в регламенте вступило в силу 1 сентября – как раз перед чемпионатом мира в Ливерпуле. Для этого World Boxing проводит ПЦР-тестирование. Оно считается более общим по сравнению с поиском гена SRY среди легкоатлетов, но тоже способно выявить мужчин среди женщин.