50% дохода — на билетах, 200+ млн рублей выручки в год и телеэфир: дрифт как главный автоспорт страны

Российская дрифт-серия наращивает обороты, несмотря на пандемию и уход иностранных спонсоров
Наибольшую аудиторию РДС собирает на трассе Moscow Raceway, где есть 13 000 зрительских мест /RDS

Половина — билеты

В России дрифт — гонки, где все строится на управляемых заносах, — вырос в популярности за последние 10–12 лет. Флагманский проект, Российскую дрифт-серию (РДС), запустили в 2009 г. С тех пор под этим брендом развивают экономически эффективную компанию, которая меняет имидж дрифтинга — теперь шумные гонки воспринимаются не как хулиганство на дорогах, а как респектабельное соревнование.

В 2010 г. к проекту подключился бизнесмен Дмитрий Добровольский — сначала его бренд смазочных материалов Aimol стал спонсором РДС. Добровольский быстро убедился, что дрифт отлично работает как маркетинговый инструмент, и в 2015 г., когда прежний совладелец Александр Смоляр решил продать серию, купил РДС как готовый бизнес.

Тогда серия жила скромно — оборот не превышал 6–8 млн руб. в год, при Добровольском стали серьезно вкладываться в инфраструктуру и медийность, постепенно появились и крупные спонсоры. Причем не только связанные с автоиндустрией (как Toyota или «Авто.ру»), но и компании из других сфер: раньше — «Мегафон», теперь — ВТБ как генеральный спонсор. Есть у РДС и букмекерский контракт — с компанией «1xСтавка».

В интервью Forbes Добровольский рассказывал о финансовых итогах 2018 г., когда выручка РДС превысила 80 млн руб., но убытки составили 7 млн.

«С 2018 г. выручка у нас выросла почти в три раза, — освежает данные Добровольский в интервью «Ведомости. Спорту». — В первую очередь это связано с ростом билетных доходов, появлением более глобальных спонсоров, а также запуском и развитием собственной OTT-платформы. К тому же растет направление лайфстайл-одежды, оно меня очень увлекает само по себе».

В последние два года РДС наращивала показатели равномерно, без взрывного роста, потому что ключевым драйвером остаются продажи билетов, объясняет руководитель серии. При этом доля билетов от общей выручки — стабильно больше 50%. Единственный новый источник средств — появление в 2020 г. платной подписки на собственный сервис с трансляциями RDS TV, но пока эти доходы не столь значительны, чтобы влиять на общий финансовый результат.

В 2019 г. бизнес РДС оценивался в $10 млн, за пару лет цифра выросла в три раза /RDS

Рост билетной выручки РДС за последние пару лет сдерживали не столько ковидные ограничения, сколько вместимость большинства российских автодромов, где дрифт-серия проводит свои этапы, поясняет Добровольский.

Наибольшую аудиторию РДС стабильно собирает на трассе Moscow Raceway — этому способствуют 13 000 зрительских мест и статус открытия сезона. А, например, этап в Красноярске проходит на автодроме, вмещающем чуть больше 2000 человек, — организаторам приходится заказывать временную сборную трибуну, чтобы повысить посещаемость.

«Новые автодромы мы тоже ищем, но далеко не все хотят строить трибуны за свой счет, потому что, кроме нас, другие автоспортивные серии такого спроса не провоцируют, — продолжает руководитель РДС в разговоре с «Ведомости. Спортом». — При выборе новых локаций мы исходим из простой экономики: себестоимость перемещения гоночных команд и организаторов должна быть оправданна. Например, во Владивостоке удобная трасса специально для дрифта, но переезд туда стоил бы примерно как логистика всего остального чемпионата. Пока не договорились с местным спонсором о дополнительных инвестициях, не можем себе такого позволить».

Команда помогает исследовать

До 24 февраля в РДС планировали активно развиваться за границей. Сейчас серия все еще сохраняет надежду провести этап на новой трассе в Казахстане, а европейские и более глобальные мировые планы пока приходится держать на паузе.

Добровольский напоминает, что РДС стала первым российским промоушеном, который провел Кубок мира — Интерконтинентальный кубок по дрифту под эгидой Международной федерации автоспорта (FIA) — в Риге в 2021 г. Столица Латвии была и в планах РДС на текущий сезон, но этап там провести не успели, как не приступили пока и к реализации планов устроить гонки в Грузии, Китае и Японии.

«Если бы вы спросили меня в 2021 г., я бы сказал, что в течение двух-трех лет мы охватим эти страны. Теперь реалистичным остался только Казахстан», — резюмирует Добровольский.

В числе главных негативных последствий обострения ситуации на Украине для РДС — разрыв ряда спонсорских контрактов. Добровольский характеризует поведение некоторых крупных международных партнеров как циничное и непорядочное, других — как корректное. Но отмечает, что все они либо ушли, либо спрятались. 

Причем основной удар пришелся по командам, отмечает Добровольский. Ключевые спонсоры самой серии — российские компании, а бюджет некоторых участников серьезно пострадал без международных брендов.

Есть и другой тренд, который отмечают в РДС, — на место иностранных партнеров в команды активно приходят российские компании из той же сферы, которые в новых условиях стремятся расширить присутствие на рынке и видят в дрифте удобную маркетинговую площадку.

Так, генеральным партнером чемпионов РДС сезона-2021 — команды Fresh Auto Drift — стала Sintec Group из Обнинска, производитель автомобильных жидкостей, автокосметики, автохимии и других специализированных товаров (побеждала команда еще без титульного спонсора). 

«Команда помогает нам в исследованиях и разработке новой продукции, — поясняет в интервью «Ведомости. Спорту» директор по связям с общественностью Sintec Group Евгений Тютюнник. — Благодаря экспертизе пилотов и инженеров команды мы усиливаем работу по многим направлениям: совершенствуем рецептуры, расширяем продуктовую линейку и создаем инновационные специализированные продукты». 

Представитель компании приводит в пример разработку нового высоковязкого синтетического масла для двигателей, работающих на высоких оборотах — что как раз и характерно для дрифта. 

Тютюнник добавляет, что как спонсору Sintec приятно наблюдать за развитием всей серии. По его мнению, к росту популярности РДС привела комбинация факторов: и усилия команды проекта, и внешние обстоятельства — ограничения на участие российских спортсменов в ведущих гоночных сериях, а также уход многих авточемпионатов из телеэфира.

Резкие изменения политической и экономической обстановки не повлияли на отношение бренда к инвестициям в дрифт-команду, уверяет Тютюнник. Компания уверена в качестве своей продукции и готова конкурировать с крупнейшими иностранными брендами как в спорте, так и в магазинах, добавляет он. 

Прививка в пандемию

Снижение спроса на билеты серия ощутила только на двух первых этапах 2022 г. — в Москве (30 апреля-1 мая, потеряли около 30%) и Нижнем Новгороде (21–22 мая), дальше продажи выровнялись, и уже на четвертом этапе в Красноярске показатели оказались выше, чем там же год назад.

К задержкам в поставках запчастей в РДС оказались готовы, потому что научились справляться с похожими проблемами еще в начале пандемии.

В сезоне-2021 Российская дрифт-серия вышла на самоокупаемость. В 2022 г. повторить цифры не получится, но организаторы не ожидают серьезных убытков /RDS

«Та ситуация стала для нас своего рода прививкой, — говорит Добровольский. — Мы научились по-другому планировать. Раньше выстраивали логистику так, чтобы запас был на месяц-два, теперь резерв двойной. Например, коробки передач на следующий сезон, которые идут из Австралии, мы заказали уже сейчас, более чем за полгода до старта».

Серия всегда по-особенному относилась к теме телетрансляций. Как и три года назад, Добровольский не согласен платить за размещение готового продукта в телеэфире — считает, что каналы должны покупать права на показ, а не наоборот. Но со временем нашли взаимовыгодные способы сотрудничества: «Матч ТВ» стал информационным спонсором РДС, и телетрансляции как эксперимент появились в эфире в конце 2020 г.

Руководитель РДС признается, что телеэфир очень важен для статуса и рекламодателей, хоть серия и предлагает партнерам узкую, но сверхлояльную аудиторию. 

Сотрудничество с «Матчем» помогло дрифт-серии вывести на новый уровень качество картинки, которую серия продает еще и подписчикам собственной OTT-платформы. При уходе с телеканалов большого количества международных трансляций дрифт стал попадать в федеральный эфир еще чаще. 

Показывают смонтированную версию лучших моментов, лайв-трансляция на ТВ почти невозможна, потому что из-за особенностей формата соревнования иногда могут продолжаться до семи часов.

В сезоне-2021 РДС вышла на самоокупаемость, год отработали примерно в ноль, рассказывает Добровольский «Ведомости. Спорту». 

Он предпочитает не фокусироваться на этом показателе, а успех проекта измеряет ростом аудитории и улучшением качества продукта. Повторить прошлогодние цифры в 2022 г., считает он, будет сложно, но серьезных убытков не ожидает.

На вопрос о том, как изменилась его оценка бизнеса РДС в целом по сравнению с $10 млн в 2019 г., Добровольский отвечает так: «Сейчас оценку дать трудно, потому что непонятны перспективы на международном рынке, но, если бы этот вопрос прозвучал в 2021 г., я бы говорил о $30–35 млн как справедливой цене. Тогда у нас был согласованный план организовать многоэтапный чемпионат мира, охватывать разные континенты — в том числе проводить гонки в США. Теперь условия значительно изменились, и все зависит от того, насколько закаленными мы выйдем из сложившейся ситуации».