Для «Формулы-1» строят новые трассы – как это изменит географию чемпионата

    В сезоне-2026 Гран-при Испании пройдет не в Барселоне, а в Мадриде
    Новый гоночный трек в Мадриде оценили в 83,2 млн евро
    Новый гоночный трек в Мадриде оценили в 83,2 млн евро /Zuma / ТАСС

    В конце апреля прошла презентация новой трассы «Ф-1» в Мадриде. Муниципалитет выдал разрешение на строительство трека на северо-востоке города рядом с концертно-выставочным центром IFEMA. По плану его должны открыть в мае 2026 г. Новое кольцо протяженностью в 5,47 км и трибунами на 112 000 зрителей получило название Madring. Трасса включает 22 поворота, а пилоты смогут разогнаться на ней до 340 км/ч. Самый зрелищный участок – крутой вираж с рекордным для серии уклоном в 24%. 

    Трек оценили в 83,2 млн евро, хотя изначально шла речь о 111 млн, но на тендере ценник удалось сбить. Главные инвесторы – городская администрация и компания, управляющая соседним центром IFEMA. В региональном правительстве уже подсчитали, что Madring создаст 8 300 постоянных рабочих мест, а экономический эффект от трассы может составить 450 млн евро в год. В предварительном календаре следующего сезона гран-при Испании поставили на сентябрь. «Формула-1» приедет в Мадрид как минимум на 10 лет. Прежде гонку принимала Барселона – с 1986-го она проходила на автодроме «Херес», а с 1991-го – на «Барселона-Каталунья».

    Переезд в Мадрид анонсировали еще в 2024 г., но к строительству трассы приступили только сейчас. Городские власти встретили сильное сопротивление со стороны местных жителей. Прийти к компромиссу удалось только спустя год после первых новостей о проекте – пришлось изменить геометрию трассы, чтобы хотя бы немного снизить шум.

    В последние годы «Формула 1» активно ищет новые направления для экспансии. И это дорога с двусторонним движением – страны охотно включаются в борьбу за право принять Гран-при.

    Пространство для маневра

    Календарь «Формулы-1» регулярно переписывается и расширяется. В 2012 г. организаторы впервые в истории серии провели 20 гонок за сезон. Позже их число корректировалось – некоторые локации исчезали из расписания, а в 2020-м из-за пандемии состоялось лишь 17 этапов. С 2021-го снова наблюдается рост. В сезона-2024, когда вернулись Гран-при Китая и Италии, в графике 24 гонки. 

    Организаторы «Формулы-1» по-прежнему ищут новые локации, чтобы расширять аудиторию, повышать доход и разнообразить телекартинку. Впрочем, пространства для маневра осталось не так много – в 2025-м сезон стартовал 14 марта в Австралии, а завершится 7 декабря в Абу-Даби. Гонки проходят почти каждую неделю, за исключением небольшого перерыва в июле. Учитывая то, что командам нужно время на подготовку болидов и пилотов, свободных слотов для новых Гран-при практически не осталось. Отсюда и острая конкуренция между государствами и регионами внутри страны за право принять чемпионат.

    В Японии автодром «Судзука» конкурировал с трассой «Фудзи», в Германии много лет чередовали этапы на «Хоккенхаймринге» и «Нюрбургринге». Российский этап собирались перенести из Сочи в Ленинградскую область, но в 2022-м эти планы пришлось отложить. Саудовский этап через пару лет переедет из Джидды на новую трассу в строящемся «городе развлечений» Киддия в 45 км от Эр-Рияда. 

    Организаторы серии определяют места проведения этапов, исходя из коммерческих интересов, логистики и соответствия трасс стандартам Международной автомобильной федерации (FIA). Американский холдинг Liberty Media, владеющий «Формулой-1», солидно зарабатывает на лицензионных взносах. Например, собственники Madring должны заплатить 40-50 млн евро за каждый этап в течение 10 сезонов. Естественно, серия подробно изучает бизнес-план организаторов, чтобы те могли подтвердить потенциальный доход. 

    Некоторые трассы оказались в числе неприкасаемых. Гран-при Италии в Монце, Великобритании в Сильверстоуне, Бельгии в Спа и знаменитую гонку по улицам Монако проводят очень давно. Возможно, организаторы уже хотели бы заменить их на экономически более выгодные, но это может не понравиться болельщикам. 

    Американская аудитория

    Календарь составляется таким образом, чтобы максимально сократить переезды команд. Например, в 2024-м японский этап перенесли на апрель, чтобы приблизить его к гонкам в Австралии и Китае. Впрочем, такой подход срабатывает не всегда. В сезоне-2025 в расписании три американских этапа – и Гран-при Майами зажат между Саудовской Аравией и итальянской Эмилией-Романией.

    Повышенное внимание к Штатам – не случайно. Liberty Media делает все ради продвижения на лакомом американском рынке – и аудитория «Ф-1» в США заметно выросла. В 2018 г. трансляции Гран-при на ESPN – основном вещателе серии в стране – собирали собрали 547 000 зрителей. В 2021-м их было уже 949 000, а в 2024-м – 1,1 млн. В сезоне-2024 этап в Майами побил рекорд по телепросмотрам «Формулы-1» в США – 3,1 млн зрителей. 

    Третья американская гонка добавилась в календарь в сезоне-2023. Спустя год появились слухи о четвертой – якобы Liberty Media договорилась о проведении ночного этапа в Чикаго в 2026 г. Впрочем, вскоре эту информацию опровергли – пока организаторы нацелены на развитие существующих американских Гран-при. Пару дней назад «Ф-1» объявила, что Майами гарантировано место в календаре до 2041 г. Соседней Мексике пролонгировали контракт до 2028 г.

    Новички и возвращенцы

    Сейчас в списке потенциальных претендентов на проведение этапов серии – минимум полдесятка стран. Например, этого права давно добивается Вьетнам – переговоры начались еще до покупки Liberty Media «Формулы-1» в 2016 г. К 2020-му в Ханое подготовили очень быструю трассу, но ее дебют в чемпионате отложили из-за коронавируса. А через несколько месяцев чиновник Нгуен Дук Чунг, который отвечал за организацию Гран-при, был арестован по обвинению в хищении важных государственных документов. Его приговорили к 10 годам лишения свободы. Трассу так и не обкатали, но в 2023 г. сообщалось о возобновлении переговоров по поводу гонки в Ханое.

    Тогда же шла речь о ЮАР. В 2024-м министр спорта Гайтон Маккензи подтвердил, что страна хочет провести Гран-при в сезоне-2027. Для этого задействуют автодром «Кьялами» Йоханнесбурге. На нем уже соревновались пилоты «Формулы-1» – ЮАР принимал гонки в 1967–1993 гг. (с перерывом на 1986–1991 гг., когда команды объявили бойкот, протестуя против режима апартеида). 

    В очереди на возвращение также стоит Индия. Международный автодром Будды на севере страны значился в календаре серии в 2011–2013 гг. Боссам «Ф-1» был интересен новый рынок, но чемпионат столкнулся с трудностями. Автогонки в Индии не считались спортом, а относились к индустрии развлечений, которая облагается огромными сборами в пользу государства. В итоге Гран-при вычеркнули из расписания, но в 2023 г. издание Business Today анонсировало переговоры о возвращении трассы.

    Индонезия проводила гран-при MotoGP еще в середине 1990-х гг., а теперь намерена организовать гонку «Формулы-1». В феврале 2023-го об этом сообщил глава Индонезийской автомобильной ассоциации Бамбанг Соесатьо. Тогда шла речь о строительстве новой трассы на острове Бали. Официально дебют страны в серии пока не анонсировали.

    Но интерес Liberty Media к азиатскому рынку может также утолить и Таиланд. В марте 2025 г. президент «Формулы-1» Стефано Доменикали побывал в этой стране, где встретился с премьер-министром, чтобы обсудить возможное сотрудничество. Власти Таиланда предложили провести гонку по улицам Бангкока в 2027 г. Потенциальный доход тайской стороны оценили в $108 млн. В последние годы о желании принять серию заявляли также Колумбия и Танзания, но пока дальше намерений дело не продвинулось.