Майкл Джордан выиграл суд против NASCAR – его команде вернули лицензию

    По итогам разбирательства автомобильный чемпионат поменяет правила
    Джордан шесть раз был MVP финалов НБА
    Джордан шесть раз был MVP финалов НБА /Zuma / ТАСС

    Шестикратный чемпион Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) Майкл Джордан и автогоночная серия NASCAR урегулировали судебную тяжбу длиной в год, сообщили несколько американских спортивных СМИ, знакомых с ходом дела. В августе 2023 г. Джордан вложил $150 млн в команду NASCAR 23XI Racing, став ее совладельцем вместе с гонщиком Денни Хэмлином. 

    В сезоне-2024 23XI Racing завоевала титул чемпиона регулярного сезона NASCAR на машине американского пилота и звезды гонок Тайлера Реддика. На волне триумфа Джордан начал с NASCAR переговоры по поводу существующего на тот момент «чартерного соглашения». Оно представляет собой правила (в том числе финансовые), придерживаться которых обязана каждая команда, чтобы не потерять лицензию на участие в авточемпионате. Говоря проще, это своего рода аналог коллективного соглашения между, например, Национальной хоккейной лигой (НХЛ) и профсоюзом игроков, который регулирует их отношения.

    По мнению Джордана и представителей еще одной команды – Front Row Motorsport – руководство NASCAR сознательно создавало монополию, приобретая автодромы и заключая соглашения на невыгодных для коллективов условиях. Якобы участников чемпионата вынуждали подписывать чартеры под давлением. Особенно Джордана разозлило, что в очередном соглашении появился пункт о запрете выступлений в гонках вне юрисдикции NASCAR, также было запрещено критиковать организацию публично.

    В итоге Джордан подал совместный с Front Row Motorsport иск в суд. Последнее заседание в городе Шарлотт (США) состоялось в начале декабря и растянулось на восемь дней. Стороны пришли к мировому соглашению, адвокаты Джордана заявили о «справедливой победе». До этого в течение 2025 г. Джордан и представители NASCAR обменивались колкостями через прессу и даже хотели привлечь к процессу президента США Дональда Трампа, учитывая его миротворческий опыт.

    «Впервые после завершения спортивной карьеры я чувствую, что могу вести этот мир в правильном направлении, – сказал Джордан журналистам. – Еще осенью я был на 90% уверен, что наш спор никогда не закончится, а мой автобизнес с треском прогорит. Здорово, что все оказалось не так».

    Известно, что 23XI и Front Row Motorsport восстановили свои лицензии, действие которых было приостановлено на время судебного процесса. Кроме того, лицензии всех остальных команд NASCAR с сезона-2026 должны стать бессрочными, что уменьшит риск аналогичного разбирательства в будущем. Теперь команды будут иметь бОльшее влияние на управление серией и, что особенно важно, бОльшую долю в общем доходе. Также восстановлено правило трех предупреждений, его расширили до пяти. Согласно этому правилу, если команда пять раз пожалуется на те или иные изменения, а NASCAR не предпримет никаких действий по анализу ситуации, будет возможность без каких-либо санкций перейти в стороннюю гоночную организацию. 

    «Этот процесс в определенной степени подвел черту под нынешним состоянием спорта: де-факто суд признал, что без отдельных личностей и команд в целом любое спортивное событие не сможет конкурировать с огромной индустрией развлечений, – отметил в разговоре с «Ведомости. Спортом» баскетбольный и хоккейный аналитик американских спортивных изданий Джордж Спенсер. – Кроме того, Джордан создал хороший кейс для представителей других лиг в плане борьбы за свои права. В NASCAR же решили не портить репутацию серии, что логично, когда в соперниках настолько большой человек. Я даже удивлен, что они «бодались» настолько долго». 

    По оценкам на 2025 г., общий доход NASCAR составляет около $3 млрд. Основную часть приносит реализация телеправ. NASCAR на период с 2025 по 2031 гг. договорилась о распределении теле- и медиаправ среди таких гигантов индустрии, как Fox Sports, NBC, Warner Bros. Discovery, Amazon и CW. Сумма сделки составила $7,7 млрд ($1,1 млрд в год). Еще более $500+ млн ежегодно NASCAR зарабатывает на сбыте продукции в дни проведения гонок. По данным британской консалтинговой компании GlobalData, спонсорский портфель NASCAR оценивается минимум в $300 млн.

    В сезоне-2025 в регулярном чемпионате NASCAR первенствовал Уильям Байрон из «Хендрик Моторспортс». В финале сезона, который состоялся 2 ноября на овале «Финикс Рейсвей», чемпионский титул завоевал партнер Байрона по команде Кайл Ларсон. Для «Хендрик Моторспортс», удерживающей рекорд по количеству титулов в высшей лиге NASCAR, последнее чемпионство стало уже 15-м по счету.

    Американское издание и спорте и бизнесе Sportico в апреле 2025 г. представило свежую версию рейтинга самых высокооплачиваемых атлетов всех времен. Лидером стал как раз Джордан с состоянием в $4,15 млрд. У Джордана имеется пожизненный контракт с  экипировщиком Nike, среди прочего легендарный баскетболист владеет ресторанами, частным гольф-клубом, автодилерскими центрами, медицинскими клиниками и недвижимостью.