Как стремительно возникла и молниеносно рухнула Европейская Суперлига

    12 клубов объявили о создании проекта 18 апреля, а через день большинство из них отказались
    президент УЕФА Александр Чеферин /TASS

     

    В футболе стремительно возник и молниеносно рухнул новый турнир – Европейская Суперлига. 12 клубов-основателей объявили о ее создании 18 апреля, а через день большинство участников вышли из проекта из-за протестов болельщиков

    Идеологами проекта Суперлиги были мадридский «Реал» и туринский «Ювентус»: их руководители Флорентино Перес и Андреа Аньелли общались с потенциальными участниками. К позднему вечеру 18 апреля договорились еще с 10 клубами и сразу объявили о скором запуске. Релиз был не очень конкретным (например, без точной даты старта, с формулировкой «когда это станет осуществимым»), но революционный посыл и внушительный список партнеров моментально сделали тему самой обсуждаемой в спорте.

    Идея на 3,5 млрд евро

    Создатели Суперлиги так торопились с объявлением, чтобы опередить УЕФА, – хотели выступить раньше официального анонса реформы еврокубков. В итоге новости от УЕФА о расширении Лиги чемпионов с 32 до 36 клубов и дополнительных местах для двух топ-клубов потонули в дискуссиях о бунтарях из Суперлиги.

    Их план был привлекательным. Чтобы сделать турнир максимально интересным аудитории, собирались ограничиться 20 участниками: 15 топ-клубов с постоянным членством плюс пять меняющихся команд. Играть планировали только в середине недели, чтобы оставаться и в национальных чемпионатах (правда, УЕФА и ФИФА угрожали и исключением из внутренних турниров, и недопуском игроков Суперлиги к матчам сборных). К официальному заявлению про Суперлигу присоединились шесть клубов из Англии – «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», «Челси», «Арсенал» и «Тоттенхэм», испанские «Реал», «Барселона» и «Атлетико», а также «Ювентус», «Интер» и «Милан» из Италии. Предполагается, что в проект звали немецкие клубы – «Баварию» с дортмундской «Боруссией», а также французский ПСЖ, но с ними не договорились.

    Зато Суперлига договорилась с американским банком JPMorgan о стартовом взносе на запуск турнира – 3,5 млрд евро. Эти деньги планировали разделить между 15 клубами-основателями: по информации Financial Times, в зависимости от статуса и текущей финансовой ситуации каждый должен был получить от 100 млн до 350 млн евро и потратить их на стабилизацию собственной экономики. Дальше эту сумму собирались постепенно возвращать за счет реализации медиаправ.

    Венчурный партнер фонда Genesis Investments Виктор Захарченко в разговоре с «Ведомости. Спортом» оценил такие инвестиции JPMorgan как вполне адекватные с учетом того, сколько сейчас стоят права на трансляции – так как для успешных лиг именно это главный финансовый ориентир. К примеру, итальянская Серия А по новому телеконтракту только на местном рынке будет получать от вещателей более 900 млн евро за сезон, а УЕФА в нынешнем цикле зарабатывает на медиаправах по 3,3 млрд в год.

    Но 3,5 млрд евро так и останутся у американского банка, потому что этот план прожил меньше двух суток.

    Игроки и фанаты против

    Неочевидная, но весьма показательная деталь: босс «Ювентуса» Аньелли до 18 апреля развивал проект фактически подпольно – публично он выступал на стороне Европейской ассоциации клубов (EСA) как ее глава и заявлял о совместной работе с УЕФА. К тому же у Андреа есть личная связь с президентом УЕФА Александром Чеферином – это крестный отец его дочери, они были очень близки.

    В итоге Аньелли оказался топ-менеджером структурного переворота, а Чеферин в понедельник высказался о нем крайне жестко: «Я как юрист занимался уголовными преступлениями, но никогда таких людей прежде не видел. Аньелли – самое большое разочарование. Никогда не видел человека, который столько раз лгал бы, причем так настойчиво. Просто невероятно: в субботу, когда появились слухи, он сказал мне: «Не переживай, ничего не происходит, позвоню через час». И выключил телефон. На следующий день мы услышали объявление [о запуске Суперлиги]. Очевидно, жадность – настолько сильное чувство, что у некоторых людей испарились человеческие ценности», – заявил президент УЕФА на пресс-конференции.

    Такая циничность разозлила не только главу УЕФА, но и фанатов клубов, которые вписались в Суперлигу. Самую масштабную акцию протеста провели фанаты «Челси» – не меньше тысячи человек вышли к стадиону «Стэмфорд Бридж», чтобы высказаться: им гораздо дороже традиции и родной клуб в нынешних турнирах, чем мифическая Суперлига с обещанными деньгами.

    По информации BBC, владельцу «Челси» Роману Абрамовичу изначально не была близка идея нового турнира, а такая жесткая реакция фанатов окончательно убедила его, что нужно отказаться от участия.

    Параллельно на своих работодателей давили и футболисты: с ними о реформах тоже не советовались. Клубы поставили под удар выступление игроков за сборные на крупных турнирах, даже не спросив. Некоторые выступили публично. Бельгийский лидер «Манчестер Сити» Кевин де Брюйне заявил, что с детства мечтал представлять именно свою страну и не готов от этого отказываться.

    Спортивный юрист Михаил Прокопец, который постоянно работает с контрактами футболистов, уточнил для «Ведомости. Спорта», что клубы Суперлиги рисковали получить много проблем со своими игроками: «Думаю, ни у кого в контрактах не прописаны такие риски, когда из-за действий клуба страдает карьера игрока в сборной. Если бы проект состоялся, наверняка пришлось бы переподписывать соглашения, а многие, вероятно, не стали бы этого делать. А так как турнир создавался в противовес ФИФА и УЕФА, на новые контракты не распространялся бы действующий регламент, по которому футболист не может просто уведомить работодателя и разорвать соглашение через две недели».

    «Мы вас услышали»

    Оценив эти риски и встретившись с бурным сопротивлением на всех уровнях, руководители клубов Суперлиги стали отказываться от участия. Решение Абрамовича (официально объявили позже, но инсайды сначала появились именно из «Челси») запустило цепочку: в течение вечера 20 апреля Суперлига официально лишилась половины участников – друг за другом буквально в течение часа из проекта вышли все английские клубы. Утром 21 апреля так же поступили «Интер» и «Атлетико».

    Лондонский «Арсенал» не просто ушел, а публично признал ошибку и извинился перед болельщиками: «После того, что мы услышали от вас и от футбольного сообщества в целом за последние дни, мы решили покинуть Суперлигу. Мы совершили ошибку, и мы просим прощения за нее. Наша цель – принимать правильные решение на благо клубу, в этом случае у нас не получилось. Мы вас услышали». На следующий день перед фанатами извинился и лично владелец «Ливерпуля» Джон Генри. Суперлига выступила с заявлением, что проект приостановлен, а Аньелли добавил, что без английских клубов идею реализовать невозможно.

    История Европейской Суперлиги уложилась в двое суток: с вечера воскресенья до вечера вторника. Теперь главный вопрос – станет ли УЕФА наказывать провалившихся бунтарей или, не обращая на них внимания, просто продолжит планомерную реформу еврокубков, чтобы запустить новый формат через три года.