Нет значит нет: за что уважают Марину Грановскую и кем «Челси» ее заменить

    Срочно нужен мастер переговоров
    В прошлом году Марина Грановская получила приз журнала Tuttosport как лучший менеджер в европейском футболе /Chelsea Football Club

    Марина Грановская восемь лет занимала должность исполнительного директора «Челси», но в управленческой команде новых владельцев ее не будет, несмотря на статус одного из лучших менеджеров европейского футбола и десятки успешных сделок. До конца лета Грановская будет консультировать новое руководство «Челси», а после покинет клуб. Ее уход может ослабить позиции лондонской команды на трансферном рынке.  

    Непубличная персона

    О Грановской написано много, но известно крайне мало. За все время работы в «Челси» она не дала ни одного интервью — лишь официальные комментарии сайту клуба — и остается одним из самых загадочных персонажей мирового футбола. Публичных данных о Грановской тоже немного. В 1997 г. она с отличием окончила факультет иностранных языков МГУ, а после устроилась в «Сибнефть», которой тогда владел Роман Абрамович. В 2001 г. в Великобритании была зарегистрирована инвесткомпания Millhouse Capital, получившая в управление активы Абрамовича. Спустя два года бизнесмен приобрел «Челси», и Грановская переехала в Лондон, заняв должность старшего советника в Millhouse. 

    О футболе Марина практически ничего не знала, но была ближайшим помощником Абрамовича — организовывала встречи, бронировала рестораны и т.д., так что вскоре освоилась в новой для себя (да и для босса) сфере. В 2010 г. Грановская начала появляться на заседаниях правления «Челси» как представитель владельца, спустя три года вошла в состав руководящего органа клуба, а в 2014 г. стала исполнительным директором.

    По свидетельствам агентов и журналистов, Марина и до назначения во многом определяла трансферную и кадровую политику «Челси», но теперь эти направления официально стали зоной ее ответственности. Новый статус никак не повлиял на имидж Грановской — она по-прежнему избегала публичности, требовала от медиаслужбы согласовывать каждое фото и настороженно относилась к телесъемкам, даже клубного ТВ. Все запросы на интервью отклонялись. «Это невозможно. Забудь», — советовали английские коллеги в ответ на вопрос, как поговорить с Грановской.

    Недосягаемый уровень

    После покупки Абрамовичем «Челси» стал одним из главных игроков на трансферном рынке, и Грановской, отвечавшей за кадровые вопросы, приходилось много общаться с агентами, менеджерами, игроками и тренерами — из их впечатлений и сложился образ Марины как «железной леди» мирового футбола.  

    Грановская была правой рукой Романа Абрамовича в «Челси» на протяжении последних восьми лет /IMAGO / ТАСС

    Деликатная, но жесткая; очаровательная, но сдержанная. Если сказала «нет», то дальше можно не разговаривать — свое мнение она вряд ли изменит. Бывший менеджер «Вольфсбурга» Клаус Аллофс вспоминал, что Грановская всегда действует с позиции силы, так что вести с ней переговоры довольно сложно. 

    При этом разные свидетели совпадают в том, что Грановской можно доверять. «Я бы охарактеризовал ее как человека, который четко излагает свою позицию, не блефует и соблюдает договоренности, — цитировал журналиста Мэтта Лоу The Athletic. — Ей можно верить на слово. Это профессионально. Это то, к чему должна стремиться индустрия. Ее профессионализм, ее подход к делу, ее представление о своем клубе — это должно быть образцом для многих в отрасли». 

    «Я участвовал в трех или четырех сделках с Мариной, и она всегда держала свое слово, — подтверждал представитель одного из клубов АПЛ The Athletic. — Каждый раз, когда я имел с ней дело, все было очень прямолинейно, очень по-деловому, очень профессионально, и она никогда не отказывалась от своего слова. Я не могу сказать то же самое обо всех остальных в этом бизнесе».

    Еще один важный фактор успеха Грановской — взаимопонимание с Абрамовичем. Она умела убедить владельца клуба в целесообразности сделки, даже если он изначально сомневался. Так, в 2013 г. Марина вернула в «Челси» тренера Жозе Моуринью, хотя расставание с ним в 2007 г. прошло не слишком гладко. У Грановской получилось сгладить старый конфликт, и уже через год португалец привел команду к чемпионству. 

    В профайле Грановской немало успешных сделок. В 2019 г. она договорилась с «Реалом» на 115 млн евро за бельгийца Эдена Азара, у которого оставался год контракта с лондонским клубом. В 2016 г. продала бразильца Оскара в «Шанхай СИПГ» за 60 млн евро, в 2014 г. отправила бразильского защитника Давида Луиса в ПСЖ — за 49,5 млн евро, а спустя два года вернула защитника за 35. 

    Грановская всегда отменно готова к переговорам — это еще один ее козырь, помогающий переворачивать сделки в пользу «Челси». Так «Челси» перехватил француза Н’Голо Канте у ПСЖ. Менеджер заявила, что клуб готов поднять комиссию за трансфер до 30%, а французское законодательство позволяет выплачивать посредникам не больше 10%. Грановская договорилась на 50,5 млн евро и оказалась права — Канте помог «Челси» выиграть премьер-лигу (2016/17), Лигу Европы (2018/19) и Лигу чемпионов (2020/21).

    Случались у Грановской и провалы. В 2018 г. «Челси», упустив бразильского вратаря Алиссона Беккера, выложил 80 млн евро за перспективного испанца Кепу Аррисабалаги, но он так и не заиграл, а сейчас Transfermarkt оценивает его лишь 10 млн евро. Трансферное лето-2021 тоже сложно назвать успешным: Ромело Лукаку за 113 млн евро так по-настоящему и не пригодился команде — сезон 2022/23 он начнет в аренде (8 млн евро за год) в «Интере».

    И все же в целом при Грановской «Челси» отказался от схемы «деньги не проблема» и стал дисциплинированнее в расходах. Да, клуб делал все, чтобы заполучить желаемого игрока, но стремился оформить максимально выгодную сделку. Грановская не раз по ходу переговоров значительно снижала ставки, при этом выгодно повышая их при продажах, что позволяло «Челси» отбивать затраты. По данным Transfermarkt, с сезона 2014/15 по сезон 2021/22 клуб потратил на приобретение игроков 1,24 млрд евро, а выручил с трансферов 951 млн. 

    Грановская была инициатором активного использования «института аренд», что сэкономило «Челси» миллионы на трансферах. Созданная в клубе скаутская сеть позволяла подписывать молодых и перспективных по всему миру, после чего отправлять их набираться опыта в команды попроще. Игроков условно поделили на два типа: тех, кто потенциально сможет помочь «Челси» после аренды, и тех, кого впоследствии можно будет выгодно продать. Да, система оказалась несовершенной: клуб не всегда попадал в цель — некоторые игроки или бесконечно скитались по арендам (например, Лукас Пиазон с 2012 по 2020-й сменил семь клубов), или продавались задешево. 

    Зато схема отлично работала с игроками из академии «Челси»: набравшись опыта в арендах, они приносили клубу пользу. Так, Мейсон Маунт побывал в голландском «Витессе» и «Дерби Каунти» из английской Лиги 1, Рис Джеймс — в «Уигане» (Чемпионшип), Рубен Лофтус-Чик — в «Кристал Пэласе» (АПЛ) и «Фулхэме» (в сезоне 2021/22 — Чемпионшип, теперь — АПЛ). Все они, вернувшись, пробились в основной состав. В «Челси» придется пересмотреть арендную систему, и дело не только в уходе Грановской — недавно ФИФА ограничила количество арендных соглашений, которые единовременно может заключить клуб, до шести. 

    Будущее без Грановской

    Грановская будет консультировать новое руководство «Челси» до конца летнего трансферного окна — это должно помочь американским управленцам сориентироваться на европейском футбольном рынке. Ранее английские СМИ сообщали, что председатель правления «Челси» Брюс Бак и Грановская получат за участие в продаже клуба 50 млн фунтов комиссионных (схема распределения не уточнялась), но, по информации Sportsmail, из-за их ухода сумма будет прилично уменьшена. Полная выплата предполагалась в случае, если они останутся на своих постах. 

    Пока задачи Грановской взял на себя новый владелец клуба Тодд Боули, при этом дополнительные полномочия получил главный тренер Томас Тухель: ранее с ним советовались по поводу новичков, теперь же ему предоставили право выбирать игроков, как это делают Пеп Гвардиола в «Манчестер Сити» и Юрген Клопп в «Ливерпуле». Боули видит в Тухеле ценный актив и готов предоставить ему преференции. 

    Консорциум во главе с американцем Тоддом Боули в мае купил «Челси» за 4,25 млрд фунтов /Zuma / ТАСС

    ESPN со ссылкой на свои источники сообщает, что несколько агентов с нетерпением ждут, что «Челси» будет делать. Беспокойство понятно: много лет за трансферы в клубе отвечала Грановская, ее манера вести переговоры была хорошо известна, а теперь спортивный департамент перестраивается — придется заново выстраивать отношения с людьми, принимающими решения.

    К примеру, Грановская держала связь с агентами француза Жюля Кунде, чей переход подвис после ее ухода. В итоге 23-летнего защитника «Севильи» заполучила «Барселона» за 50 млн евро. Но один трансфер, переговоры по которому начинала Грановская, новый владелец «Челси» уже реализовал: полузащитник сборной Англии Рахим Стерлинг достался лондонскому клубу за 47,5 млн фунтов плюс бонусы, что на 20% ниже его оценочной стоимости на Transfermarkt.

    Нынешняя трансферная кампания клуба движется медленно — пока топы Премьер-лиги активно тратили, «Челси» не спешил с покупками. Новым боссам нужно время, чтобы перенастроить работу и найти адекватную замену «железной леди». СМИ уже называли несколько потенциальных кандидатур на ее место: Sport Bild писал об интересе «Челси» к спортивному директору «Атлетико» Андреа Берте, Daily Mail сообщал о желании клуба пригласить Майкла Эдвардса, провернувшего ряд громких трансферов за 10+ лет работы в «Ливерпуле» и недавно покинувшего клуб. 

    Благодаря Эдвардсу игроками «Ливерпуля» стали Садио Мане, Фабиньо, Алиссон, Вирджил ван Дейка, Мохаммед Салах и Энди Робертсон, а Филиппе Коутиньо отправился в «Барселону» за 120 млн евро без учета бонусов. Кроме того, Эдвардс привел в «Ливерпуль» и Юргена Клоппа: чтобы убедить руководство, спортивный директор собрал 60-страничное досье на тренера, много общался с немецкими журналистами, а однажды поселился в одном отеле с Клоппом, чтобы за ним шпионить. 

    К каждому трансферу Эдвардс подходит с присущей Грановской скрупулезностью: обдумывает потенциальный вклад игрока, собирает информацию для личностного портрета. Он считает, что вклад футболиста в командный результат должен увеличиваться с каждым сезоном. Если Эдвардс уверен, что игрок будет полезен, он готов отстаивать свое предложение перед руководством. Так, например, было с Салахом: против трансфера был и Клопп, и владельцы, но спортивный директор настоял и, как показало время, не ошибся. 

    Резюме Эдвардса выглядит впечатляюще — он может стать отличным кандидатом на место Грановской. Но пока Боули не торопится с назначением. Вероятно, этот вопрос будет закрыт после закрытия летнего трансферного окна.