«Играем для болельщиков, а их нет». Что изменилось в российском футболе с появлением Fan ID

    РПЛ начала уступать по посещаемости даже Первой лиге
    Московский «Спартак» собрал менее 10 000 зрителей на двух матчах после введения системы Fan ID /Сергей Савостьянов / ТАСС

    В сезоне 2022/23 для посещения матчей Российской премьер-лиги (РПЛ) необходимы паспорта болельщика (Fan ID). Внедрение новой системы отрицательно сказалось на посещаемости стадионов. Чем недовольны любители футбола и как менеджеры пытаются исправить ситуацию – в материале «Ведомости. Спорта».

    Как система Fan ID появилась в РПЛ

    Все началось с Кубка конфедераций 2017 г. и чемпионата мира 2018 г., которые принимала Россия. На этих турнирах для покупки билетов как российские, так и иностранные болельщики оформляли Fan ID – их выдавали в виде пластиковых бейджей. Иностранцам паспорта болельщика служили визами. Также документы предоставляли право бесплатного проезда в общественном транспорте и между городами. Удачный опыт применили и в 2021 г. на чемпионате Европы (Санкт-Петербург принял семь матчей этого турнира), а в 2022 г. дело дошло до РПЛ.

    Обсуждение необходимости Fan ID в российском футболе шло все это время. В концовке сезона 2020/21 систему даже протестировали в рамках сервиса Премьер PASS. Идентификация представляла собой процесс регистрации и авторизации болельщиков на добровольной основе.

    В марте 2021 г. гендиректор «Рубина» Рустем Сайманов заявлял, что инициатива в этом вопросе исходит от силовых структур. Об этом же говорил депутат Госдумы Игорь Лебедев: «Несколько лет назад в стенах Госдумы мы проводили круглый стол на эту тему, куда приглашали представителей всех центральных клубов первой пятерки, представителей болельщиков и заинтересованную сторону в лице ФСБ, МВД и Минспорта. Эту идею поддержали только представители силовых структур. Им таким образом легче отлавливать хулиганов. Все остальные в один голос были против этой системы», – признавался Лебедев.

    Волонтер помогает зрителю пройти на матч третьего тура РПЛ между «Уралом» и «Краснодаром» по карте болельщика на «Екатеринбург-Арене». Это первый матч в России, который прошел с использованием Fan ID /Екатерина Едугина/ТАСС

    Триггером к принятию закона о Fan ID стали события на матче ЦСКА с «Зенитом» 28 ноября 2021 г. После игры на московском стадионе «ВЭБ Арена» задержали 408 болельщиков хозяев за несанкционированное сжигание пиротехники. Тогдашний президент РПЛ Ашот Хачатурянц утверждал, что фанатов массово забирали в ОВД, так как на стадионе оказалась выведенной из строя система видеонаблюдения. По этой причине было невозможно выявить конкретных нарушителей. После этого инцидента у силовых структур появился важный козырь на руках. Если камеры на стадионах не справляются, то карты болельщика могли бы стать важным инструментом для идентификации личности и определения персональной ответственности.

    Закон о Fan ID был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 30 декабря 2021 г., а вступил в силу 1 июня 2022 г. Со второй половины сезона 2022/23 паспорта болельщиков обязательны для посещения стадионов всех 16 команд РПЛ. Оформить Fan ID можно через Госуслуги, после чего следует явиться в МФЦ для подтверждения личности.

    Насколько просела посещаемость

    В первой части сезона Fan ID действовал на стадионах «Крыльев Советов», «Пари НН», «Ростова», «Сочи» и «Урала». Они страдали половину лета и всю осень. Арены всех этих клубов стали заполняться хуже, чем раньше. Например, «Ростов» собирал в среднем 30 000 зрителей в сезоне 2018/19 – первом на новом стадионе, построенном к ЧМ-2018. Сейчас на матчи дончан приходит в среднем 6628 зрителей. Еще более характерный пример – «Сочи». Арену южан после введения паспорта болельщика в среднем посещает 3589 человек – даже в сезоне 2018/19, когда команда играла в Первой лиге, заполняемость была выше (3885 зрителей).

    С весенней части сезона начали страдать и топ-клубы. В частности, «Спартак» за два домашних матча с «Уралом» и «Факелом» собрал меньше 10 000 зрителей: первую игру посетил 4281 болельщик, вторую – 5002. Стадион «Открытие Банк Арена», вмещающий 45 360 человек, заполнился лишь на десятую часть. Это антирекорд для «Спартака» – не считая периода пандемии, так мало красно-белые не собирали с 2004 г., когда у команды не было собственного стадиона и она делила столичные арены с другими клубами.

    Ощущения от игры при фактически пустых трибунах доходчиво передал нападающий «Спартака» Александр Соболев: «Когда полный стадион, то атмосфера совсем другая. А так слышу слова комментатора с бровки. Играем для болельщиков, а их нет. И сейчас даже при такой погоде было бы минимум 20 000».

    Самый впечатляющий провал зафиксирован на матче 19-го тура «Торпедо» – «Урал», который состоялся 11 марта в Химках. Игру посетило 207 человек. Эта встреча собрала всего на семь болельщиков больше, чем худший по посещаемости матч в истории РПЛ. На игру 26-го тура сезона 2014/15 между «Уфой» и «Мордовией» пришло всего 200 зрителей. Из-за реконструкции стадиона в Уфе тот матч проводили в Перми, где местная аудитория не выразила никакого интереса к двум абсолютно нераскрученным командам.

    Лучшую посещаемость в новых условиях пока демонстрирует Зенит. Правда, и здесь есть существенная оговорка. На матчи чемпиона страны с «Пари НН» (5 марта) и «Химками» (12 марта) в Санкт-Петербурге пришли 19 705 и 20 638 человек соответственно. Это рекордные посещаемости в РПЛ за два первых весенних тура, но худшие в истории «Газпром Арены» (без учета двух последних сезонов, проводившихся с ограничениями по допуску зрителей из-за пандемии коронавируса).

    Для сравнения: в первой части сезона 2022/23 средняя посещаемость домашних матчей «Зенита» составляла 34 029 зрителей. По сути, при такой явке, как в начале марта, «Зенит» мог провести матчи против «Пари НН» и «Химок» на своем старом стадионе «Петровский». С той лишь оговоркой, что стадион на Крестовском острове оборудован крышей, что обеспечивает куда более комфортный просмотр футбола.

    «Зенит» демонстрирует лучшую посещаемость в РПЛ в весенней части сезона 2022/23 /www.fc-zenit.ru

    Весьма характерно, что теперь РПЛ уступает по посещаемости кубковым матчам (хотя состав участников тот же самый) и играм Первой лиги. На этих соревнованиях Fan ID не действует. В итоге «Балтика», лидирующая в Первой лиге, опережает по посещаемости «Спартак» (на игру команды Сергея Игнашевича против «СКА-Хабаровска» 6 марта пришло 7613 болельщиков). Правда, в случае выхода в элитный дивизион «Балтика» также рискует остаться без нескольких тысяч заполненных мест на стадионе. Это притом что в Калининграде комфортная новая арена, которая принимала матчи ЧМ-2018.

    Что не устраивает болельщиков

    Одно из принципиальных отличий: на ЧМ-2018 Fan ID, с одной стороны, был обязателен для посещения матчей, с другой, сразу же включал в себя набор привилегий. На матчах РПЛ изначально ни о какой программе лояльности речь не шла.

    Главными противниками введения персонифицированных карт стали фанаты. Их претензия заключается в том, что власти могут аннулировать паспорта болельщика и наказать запретом на посещение стадиона без объяснения причин, а обжаловать это решение максимально сложно. По закону о Fan ID болельщику могут отказать в выдаче карты в том случае, если ранее с его стороны допускались нарушения общественного порядка на спортивном мероприятии, в том числе, за пределами РФ. Кроме того, причиной отказа может стать информация «о намерении совершить соответствующие противоправные деяния».

    В знак протеста фанаты московских клубов перестали заполнять сектора активной поддержки еще по ходу весенней части сезона 2021/22, когда персональные карты еще не были обязательными. Фанаты «Зенита» пообещали, что выкупят абонементы на «Вираж» (группу секторов за воротами на стадионе «Газпром Арена») только на первую часть сезона 2022/23. По окончании ноябрьского матча против «Торпедо», последнего перед уходом РПЛ на зимнюю паузу, в официальном канале фанатского объединения «Ландскрона» написали: «Вот и все. РПЛ, давай, прощай!» А в своем недавнем призыве заполнить трибуны в кубковом матче с «Динамо», где Fan ID не будет действовать, назвали документ «собачьим паспортом».

    Еще одно из неудобств – подтвердить личность можно лишь в МФЦ того города, где проходит встреча. Это создает существенные проблемы для любого человека, который спонтанно захотел посетить футбольный матч. Если житель провинции захотел приехать на выходные в Москву и сходить на «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» или «Торпедо», идти в МФЦ придется именно в столице. Правда, в Минцифры уже анонсировали запуск приложения «Карта болельщика», которое позволит получить Fan ID без визита в учреждение.

    В некоторых случаях доходило и до казусов. Одна из таких ситуаций возникла с дочерями Валерия Карпина. Осенью 2022 г. семья главного тренера «Ростова» и сборной России столкнулась с проблемами при оформлении Fan ID из-за того, что девочки родились в Испании, а не в России.

    В комитете Госдумы по спорту несколько раз собирались организовать круглый стол со всеми заинтересованными сторонами из-за проблем Fan ID, но мероприятие так и не состоялось.

    Что делается для увеличения посещаемости

    «Зенит» разработал полноценный комплекс мер для привлечения болельщиков. На два первых весенних матча РПЛ на «Газпром Арене», против «Пари НН» и «Химок», были существенно снижены цены на билеты: 100–200 руб. на вираж и 600 руб. на центральные сектора (под дисконт попали даже места, которые раньше стоили по 2500 руб.). Болельщикам на входе выдавались флаеры, по которым можно было бесплатно получить шарф и обед из брецеля, попкорна и напитка. Также клуб разыграл среди болельщиков автомобиль Lada Granta.

    Здесь тоже есть есть характерные грустные детали: клуб не продает билетов на верхний ярус – только на нижний. На игре с «Пари НН» для воссоздания атмосферы периодически включалась фонограмма активной поддержки – художественный свист, кричалки и звуки барабана. Правда, к матчу с «Химками» аудиозаписи убрали – на «Вираже» уже появились профессиональные барабанщики. Также несколько Telegram-каналов сообщили, что «Зенит» для обеспечения заполняемости трибун привлекает к матчам сотрудников бюджетных организаций. Официального подтверждения эта информация не получила.

    Программу лояльности подготовило и «Динамо». Оформивших Fan ID болельщиков ждет подарок в размере 1923 руб. – в честь года основания клуба. Подарок состоит из двух бонусов: промокод на 1000 руб. для покупки билетов на домашние матчи команды и промокод на 923 руб. на приобретение атрибутики в интернет-магазине. Суммарный фонд бонуса – почти 154 млн руб.

    «Локомотив» накрыл фанатский сектор полотнищем с изображением футболки и игровым номером 12. Болельщики негласно считаются 12-м игроком футбольных команд /Telegram-канал «Локомотива»

    Клубы поддержал и Российский футбольный союз (РФС). Там запустили масштабный розыгрыш призов – в их числе квартира в Подмосковье и сертификаты на 40 000 руб. на путешествия. В свою очередь Российская премьер-лига (РПЛ) обещает доступ к системе скидок, привилегий и кэшбеку платежной системы «Мир», 60-дневную подписку на «Яндекс Плюс», а также участие в розыгрышах денежных призов: за посещение одной игры с 5 марта по 10 апреля – 1 млн руб., за явку на три матча и более до конца сезона – 15 млн руб.

    Есть ли надежда на отмену?

    Негативная реакция болельщиков на Fan ID вынудила ряд депутатов высказаться о поиске компромиссов. За отмену паспортов болельщика активнее других выступает КПРФ. Депутат Госдумы Сергей Обухов заявлял о планах разработки совместного с «Единой Россией» законопроекта по частичной отмене Fan ID.

    Депутат Виталий Милонов направил обращение в правительство с просьбой рассмотреть возможность отмены действия системы карты болельщика. По его мнению, Fan ID необходимо поставить на паузу «как минимум до устранения острых противоречий и пробелов, возникших при ее внедрении». Паспорт болельщика, по мнению парламентария, в нынешнем виде скорее «является тормозом и препятствием для развития массового зрелищного спорта, чем инструментом помощи при обеспечении безопасности».

    Есть и противоположные мнения. Например, председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев считает, что в низкой явке виноват не только Fan ID, а еще СВО, зима, «общие настроения» и «не самая лучшая экономическая ситуация». Посещаемость матчей в Москве он назвал «невысокой».

    Главной же в этой ситуации можно считать цитату помощника президента РФ Игоря Левитина: «Решение принято, система задействована. Если есть какие-то вопросы по оформлению, это нужно поправить. Вопрос по отмене карты болельщика сегодня не стоит», – сказал он «РИА Новости».

    В пользу того, что легко откатить все назад не получится, свидетельствуют планы по развитию проекта. На установку идентификации на стадионах из федерального бюджета уже выделили 773,6 млн руб. Эту сумму ранее озвучивал заместитель министра спорта РФ Андрей Федоров. Большой статьей затрат из федерального бюджета стала установка дополнительных турникетов, видеокамер и другого техоборудования на аренах. В 2023 г. Минцифры планирует потратить на развитие системы Fan ID еще 190 млн руб. Информация об этом содержится на сайте госзакупок.