Доминирование клубов АПЛ и первое место «Реала». Самые дорогие контракты с экипировщиками в футболе

    Лишь Puma разбивает гегемонию Adidas и Nike
    Бренд Adidas поддерживает мадридский «Реал» с 1998 г. /Zuma\TASS

    На этой неделе «Манчестер Юнайтед» заключил рекордно дорогой контракт с техническим спонсором в истории Английской премьер-лиги (АПЛ). Клуб на улучшенных условиях продлил действующую сделку с Adidas до лета 2035 г. По данным британского издания Daily Mail, на период с 2026 по 2035 гг. заработки «МЮ» по этому контракту вырастут с 75 до 90 млн фунтов (порядка 104 млн евро) в год. Однако в мировых масштабах этот контракт не станет первым. О крупнейших соглашениях футбольных команд с производителями экипировки – в материале «Ведомости. Спорта».

    «Реал» и Adidas – 110 – 120 млн евро в год (до лета 2031 г.)

    Испанский клуб неизменно выступает в форме немецкого экипировщика с 1998 г. О рекордном продлении сделки стороны договорились в апреле 2019 г. Сумму и детали соглашения тогда опубликовало испанское издание Marca.

    По данным источника, точные размеры выплат зависят от результатов «Реала». Также 14-кратный победитель Лиги чемпионов будет получать 20% от реализации продукции с клубной символикой. Еще 9 млн евро компания будет выделять ежегодно, чтобы одевать все футбольные и баскетбольные команды «Реала».

    Всего, по информации Marca за 12 лет (с 2019 по 2031 гг.), Adidas может заплатить клубу до 1,6 млрд евро. По условиям соглашения на реконструированном стадионе «Сантьяго Бернабеу» откроется крупнейший в мире магазин Adidas.

    «Барселона» и Nike – 105 млн евро в год (до лета 2028 г.)

    Как и «Реал» с Adidas, «Барселона» и Nike неизменно сотрудничают с 1998 г. Последнее продление каталонский клуб и американский бренд согласовали в 2016 г. На тот момент сделка была крупнейшей в футболе. Как писали в Marca, по условиям договора технический спонсор уступил клубу право на лицензирование фирменных магазинов, а взамен получил право на использование бренда «Барсы», рекламу и представительские мероприятия.

    Как сообщалось в марте 2019 г. на сайте ESPN, Nike сыграла существенную роль в переходе полузащитника Френки де Йонга из «Аякса» в «Барселону». Источники ESPN утверждали, что Nike, спонсирующий и «Барселону», и де Йонга, возьмет значительную часть зарплаты футболиста на себя.

    Данные о заработках Де Йонга разнились в различных СМИ. Marca сообщала, что на сентябрь 2021 г. голландец получал $18 млн в год. При этом из-за финансовых проблем «Барса» несколько раз пыталась разорвать соглашение, но Де Йонг до сих пор остается в клубе.

    «Манчестер Юнайтед» и Adidas – 104 млн евро в год (до лета 2035 г.)

    Компания Adidas заменила Nike в качестве технического экипировщика «МЮ» в 2015 г. Стороны не объявляли о стоимости соглашения, по данным Front Office Sports, оно составляло порядка $95 млн в год.

    «Манчестер Юнайтед» заработает 900 млн фунтов стерлингов за 10 лет спонсорского соглашения с Adidas /Zuma\TASS

    В новом соглашении содержится строгое условие: если клуб дважды подряд не сможет квалифицироваться в Лигу чемпионов, выплаты сократятся на 30%. За время действия сделки клуб пропустил этот турнир четырежды, причем один раз это действительно произошло дважды подряд (сезонах 2015/16 и 2016/17, а также 2019/20 и 2022/23).

    «Ливерпуль» и Nike – 92,5 млн евро в год (до 2025 г.)

    «Ливерпуль» и Nike анонсировали «многолетнее соглашение» в январе 2020 г. В The Guardian писали, что оно охватывает пятилетний период: с сезона 2020/21 до окончания кампании 2024/25. О его стоимости в 80 млн фунтов (92,5 млн евро в год) сообщало британское издание Daily Mail. При этом, по данным Sportspromedia, «Ливерпуль» зарабатывает лишь 30 млн фунтов в год на фиксированных выплатах, а остальную часть «добирает» за счет мерчандайзинговых продаж по всему миру (20%) и других бонусов: например, 2 млн фунтов за выход в финал Лиги чемпинов.

    Ради второго по величине контракта с экипировщиком в Английской премьер-лиге (АПЛ) «Ливерпуль» ушел к Nike от другой американской компании, New Balance, с которой сотрудничал с 2015 г. Отношения с New Balance пришлись на один из самых успешных периодов в новейшей истории «Ливерпуля»: в 2019 г. клуб выиграл Лигу чемпионов, а в 2020-м стал чемпионом Англии. По сделке с New Balance клуб зарабатывал 45 млн фунтов в год. Уход к Nike был связан с намерением капитализировать успех.

    Форма «Ливерпуля» от Nike на сезон 2020/21 /www.liverpoolfc.com

    Прежде чем согласовать сделку с Nike, «Ливерпуль» прошел через тяжбу с New Balance в Высоком суде Лондона. С иском против клуба в суд обратился экипировщик. В New Balance указывали, что по контракту они могут автоматически продлить соглашение с «Ливерпулем», если повторят финансовые условия конкурента (в данном случае Nike). Тем не менее клубу удалось убедить суд в таких преимуществах Nike, как объем сети магазинов и маркетинговая привлекательность бренда. Новый спонсор обязался размещать форму «Ливерпуля» в 6000–8000 точек продаж по всему миру. На объемы продаж также должны были повлиять промо-кампании с участием звездных амбассадоров бренда: Серены Уильямс, Дрейка и Леброна Джеймса.

    Суд принял во внимание аргументы «Ливерпуля» и разрешил клубу сделку с Nike. Интересно, что за время действия соглашения «Ливерпулю» пока не удалось побить рекорд по продажам футболок, достигнутый c New Balance: 2,9 млн экземпляров во всем мире в сезоне 2018/19.

    «Арсенал» и Adidas – 86,7 млн евро в год (до 2030 г.)

    В преддверии сезона 2019/20 Adidas и «Арсенал» заключили пятилетний контракт на 300 млн фунтов (60 млн фунтов в год). В сентябре 2022 г. стороны объявили о продлении сделки до 2030 г. По оценкам Daily Mail, стоимость соглашения увеличилась до 75 млн фунтов (86,7 млн евро) в год.

    За время действия контракта партнеры провели ряд запоминающихся акций. Одна из них получила название No More Red («Больше никакого красного») и была посвящена проблеме вооруженных нападений в Лондоне с использованием холодного оружия. В рамках акции «Арсенал» сыграл в полностью белой форме в матче третьего раунда Кубка Англии с «Ноттингем Форест». После игры клуб передал экипировку организациям, которые занимаются борьбой с преступлениями с использованием холодного оружия.

    К сезону 2023/24 Adidas выпустил для «Арсенала» форму, посвященную 20-летию сезона-2003/04, в котором лондонский клуб отыграл все 38 матчей в АПЛ без единого поражения. Экипировщик допустил фактическую ошибку в дизайне: в последовательность результатов команды (она была нанесена на швах с внутренней стороны) включили лишь 32 исхода матчей вместо 38. Форму пришлось снять с продаж и вернуть средства болельщикам, однако к разрыву отношений «Арсенала» и Adidas это не привело.

    Другие клубы и лиги

    В числе самых дорогих контрактов между клубами и техническими спонсорами на данный момент лишь немецкому бренду Puma удалось разбить гегемонию Nike и Adidas. Как сообщает The Guardian, по договору с Puma английский «Манчестер Сити» заработает 650 млн фунтов за десять лет: с 2019 по 2028 гг.

    Помимо топ-клубов АПЛ и испанских грандов крупнейшими заработками на сделках с экипировщиками могут похвастать французский «Пари Сен-Жермен» (80 млн евро в год по данным ESPN), немецкая «Бавария» (60 млн евро в год), итальянский «Ювентус» ($58 млн в год, благодаря переходу в клуб Криштиану Роналду в 2018-м).

    В американских лигах влияние также делят Nike и Adidas, но команды попадают под действие коллективных договоров. Если говорить о Высшей лиге футбола США и Канады (МЛС), то Adidas поддерживает ее с самого первого сезона в 1996 г. В феврале стороны продлили соглашение на период с 2024 по 2030 гг. По данным Sportico, это принесет МЛС $830 млн. Каждая из 29 команд вправе рассчитывать на сумму от $3 до $4 млн в год.

    В Российской премьер-лиге (РПЛ) до последнего времени на сделках с техническим спонсором зарабатывали «Спартак» и «Зенит», которые играли в форме Nike. Финансовые подробности сделок не разглашались. Согласно информации Metaratings.ru, из-за ухода Nike «Спартак» мог потерять до 300 млн руб. выручки.