Саудовский госфонд стал спонсором клубного чемпионата мира по футболу

    PIF совокупно вложил в турнир более $1 млрд
    Трофей клубного чемпионата мира по футболу
    Трофей клубного чемпионата мира по футболу /EPA

    Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) стал официальным партнером обновленного клубного чемпионата мира (КЧМ), стартующего 15 июня в США. Сумма сделки не разглашается, но Международная федерация футбола (ФИФА) заявила о долгосрочном сотрудничестве, направленном на развитие молодежных программ и поддержку массового футбола по всему миру. Официальные инициативы в этих направлениях будут представлены позднее, уточняется в пресс-релизе. 

    «PIF создает свое наследие в спорте, в том числе через свои партнерские отношения, обеспечивая положительные и долгосрочные результаты на всех уровнях. Мы открываем возможности для стимулирования роста спорта во всем мире», – сказал Мохаммед Аль Сайед, глава корпоративного бренда PIF.

    Примечательно, что партнерство с PIF анонсировано за восемь дней до старта клубного чемпионата мира, оставив фонду минимум времени на подготовку маркетинговых активностей. PIF присоединился к списку спонсоров КЧМ, включающему экипировщика Adidas, производителя алкогольных напитков Anheuser-Busch InBev, Bank of America, Coca-Cola, производителя электроники Hisense, автобренда Hyundai-Kia, IT-компанию Lenovo и авиакомпанию Qatar Airways. По данным журналиста Лукаша Бачека, Hisense заплатил $90 млн за партнерство. The Athletic сообщал, что каждая компания платит $100 млн за право являться спонсором КЧМ-2025. 

    Ранее федерация урегулировала юридические разногласия с Adidas и Coca-Cola по вопросам спонсорских прав: компании согласились на отдельные выплаты для поддержки КЧМ-2025, несмотря на действующие долгосрочные контракты.

    Фонд PIF является мажоритарным владельцем саудовского «Аль-Хиляля» (75%), единственного представителя страны на КЧМ-2025. Дополнительный интерес PIF к турниру связан с инвестицией в $1 млрд через дочернюю компанию SURJ Sports Investment в вещателя DAZN, который приобрел права на трансляции КЧМ-2025. Отметим, что сумма покупки ТВ-прав также обошлась в $1 млрд. Financial Times подтвердил сделку, хотя представитель DAZN назвал информацию о саудовском финансировании трансляций «фактически неточной». 

    В целях максимального охвата DAZN покажет все 63 матча турнира бесплатно. Права на трансляции также были перепроданы ведущим телеканалам и платформам в разных странах: в Германии – Sat.1, в Италии – Mediaset, в Великобритании – Channel 5, в США – TNT Sports. В России матчи будет эксклюзивно показывать стриминг-сервис Okko, заплативший за сублицензию $7 млн.

    Сотрудничество ФИФА с Саудовской Аравией укрепляется на фоне растущей активности Государственного инвестиционного фонда (PIF) в мировом спорте. Партнерство совпадает с планами королевства по развитию футбольной инфраструктуры и проведению крупных турниров, включая Кубок Азии-2027 и чемпионат мира-2034. Последний пройдет на 15 стадионах страны, восемь из которых построят специально к турниру. Саудовская Аравия была единственным претендентом на проведение чемпионата мира-2034 и рассматривалась ФИФА как приоритетный вариант, хотя страна ни разу не проводила мероприятия такого уровня.

    По данным издания Play the Game, к 2024 г. Саудовская Аравия заключила около 900 спонсорских соглашений, из которых 194 связаны с футболом. Страна рассматривает спорт как инструмент мягкой силы для усиления глобального влияния. За последние годы PIF, управляющий активами на сумму примерно $925 млрд, существенно инвестировал в спортивные проекты – от приобретения английского футбольного клуба «Ньюкасл» до организации Суперкубков Испании и Италии, запуска турнира LIV Golf и других инициатив. С 2021 г. Саудовская Аравия направила в спортивную отрасль около $5 млрд, что входит в масштабную стратегию диверсификации экономики страны и снижения зависимости от нефтедобычи; инвестиции охватывают такие виды спорта, как теннис, бокс, смешанные единоборства, киберспорт и другие.

    Несмотря на критику в связи с вопросами прав человека и обвинениями в «спортивном имиджевом позиционировании», ФИФА продолжает развивать отношения с королевством. В апреле 2023 г. федерация заключила четырехлетний спонсорский контракт с саудовской нефтяной компанией Aramco, который, по данным The Times, приносит ФИФА $100 млн ежегодно. 

    Клубный чемпионат мира, являющийся личным проектом президента ФИФА Джанни Инфантино, налаживавшего тесные связи с Саудовской Аравией с 2018 г., стал результатом сотрудничества с наследным принцем Мохаммедом бен Салманом, председателем PIF.

    Расширение календаря соревнований и увеличение нагрузки на футболистов вызвали обеспокоенность ряда европейских топ-клубов, но основным стимулом остаются существенные призовые выплаты – суммарно до $1 млрд. Фиксированные выплаты составляют $575 млн с возможными дополнительными $475 млн в зависимости от результатов, при этом европейские клубы, являющиеся наиболее привлекательными для спонсоров и вещательных прав, получат львиную долю средств. Призовые распределены следующим образом: победа в групповом этапе оценивается в $2 млн, ничья – в $1 млн, выход в 1/8 финала – в $7 млн, четвертьфинал – в $12 млн, полуфинал – в $20 млн, финал – в $28 млн, а победа в решающем матче – в $37 млн. Таким образом, в случае победы одной из европейских команд общая сумма может превысить $150 млн.

    По прогнозам Sports Business Journal, КЧМ-2025 принесет доход в размере $2 млрд, что позволит ФИФА увеличить общий прогнозируемый доход за четырехлетний цикл, завершающийся в 2026 г., до $13 млрд. Ожидается, что 75% выручки будет получено от телеправ и маркетинговых сделок, а оставшиеся 25% – от прав на гостеприимство и продажи билетов. Помимо этого, ФИФА инвестирует в мероприятие $2 млрд собственных средств, из которых 900 млн пойдут на оперативные расходы, а 1,1 млрд – на дистрибуцию.

    Весной 2025 г. был представлен трофей, изготовленный ювелирным домом Tiffany & Co., который президент США Дональд Трамп вручит победителям финального матча на стадионе «Метлайф» в Нью-Джерси. КЧМ-2025 пройдет в США с 15 июня по 13 июля на 12 стадионах в 11 городах. В первый раз в новом формате турнир примет участие 32 команды, среди которых ведущие европейские клубы – «Реал Мадрид», «Челси», ПСЖ и «Бавария», а также победители континентальных соревнований со всего мира.