В женском футболе обновили трансферный рекорд – что это значит для рынка

    В большинстве лиг переходы остаются бесплатными
    Мексиканка Лизбет Овалле (№11 на фото) теперь самая дорогая футболистка мира – за нее заплатили $1,5 млн
    Мексиканка Лизбет Овалле (№11 на фото) теперь самая дорогая футболистка мира – за нее заплатили $1,5 млн /Rich Graessle / Zuma / ТАСС

    Переход 25-летней Овалле оформили в середине августа. Предыдущие восемь сезонов нападающая провела в родном «Тигресе», шесть раз выиграв чемпионат Мексики. За эффектный дриблинг ее прозвали La Maga – «Волшебница». Лизбет – одна из главных звезд новой волны, и за нее готовы заплатить. Впрочем, это не единичный случай. За последние месяцы топ-клубы осуществили несколько громких трансферов, что говорит о росте рынка женского футбола. При этом в большинстве лиг (в том числе в российской) игроки пока меняют команды бесплатно.

    Рекорд за рекордом

    Английские клубы платили за переходы футболисток еще 100 лет назад, но только в виде исключения. В середине века на волне упадка вида спорта в большинстве стран Европы от этой практики совсем отказались. К ней вернулись лишь в 2002 г., когда бразильянка Милене Домингес перешла из итальянского «Фиамма Монци» в испанский «Райо Вальекано» за $310 000. Постепенно суммы росли, но отметку в миллион клубы преодолели лишь в январе 2025 г., когда американская центральная защитница Наоми Гирма перебралась из «Сан-Диего» в «Челси» за $1,1 млн.

    Нового рекорда пришлось ждать недолго. В июле 20-летняя канадка Оливия Смит сменила «Ливерпуль» на «Арсенал», ее трансфер обошелся в 1 млн фунтов ($1,36 млн). Месяц спустя рынок взорвал переход Овелле в «Орландо» – к действующим чемпионам Национальной женской футбольной лиги (NWSL). У клуба большие амбиции, в планах руководства построить команду мечты, для чего, к примеру, в 2024 г. из «Шанхая» пригласили замбийскую нападающую Барбару Банду за внушительные $740 000.

    Только за последние два года в женском футболе состоялось 14 трансферов дороже $400 000. В топ-лигах солидная компенсация за переход футболистки постепенно становится нормой, а не исключением из правил. «Клубы ждут, что рынок продолжит расти, – заявил «Ведомости. Спорту» английский агент, специализирующийся на женском футболе, Эшли Браун. – Если придерживаться этой точки зрения, то любые инвестиции сегодня могут показаться скромными по сравнению с тем, сколько игрок может стоить через год-два или даже спустя шесть месяцев. Но этот рост выплат пока ограничен самыми успешными клубами, которые способны привлекать болельщиков, спонсоров и инвесторов, поэтому большинство переходов в женском футболе так и остаются сравнительно недорогими».

    Браун добавляет, что в последние годы наметилась еще одна тенденция – контракты стали длиннее. Клубы предлагают долгосрочные соглашения, чтобы обезопасить себя на случай рисков – например, травм или беременности. «Раньше контракты могли составлять год, теперь – от двух с половиной лет, – отмечает агент. – Это дает клубам больше возможностей впоследствии продавать игроков и возвращать инвестиции в их развитие».

    За какие деньги

    Цены на звезд женского футбола растут не на пустом месте. Аудитория вида спорта быстро увеличивается, особенно в США. В розыгрыше-2024 NWSL пробила отметку в 2 млн зрителей на всех матчах сезона, в среднем – 11 235 за матч, что на 14% больше, чем годом ранее. «Орландо» тоже делает успехи. До пандемии домашние встречи команды посещали в среднем 5500 зрителей – в 2024 г. уже 8300. В этом сезоне клуб установил рекорд по телепросмотрам. Трансляция на ESPN мартовского матча между «Орландо» и «Сан-Диего» собрала у экранов 683 000 болельщиков.

    В финансовом плане клуб тоже чувствует себя хорошо – во многом благодаря сотрудничеству с партнерами: страховой компанией Orlando Health, а также Pepsi, Heineken, Disney World, Audi и др. Отсюда и такие возможности для переманивания звезд. По данным ESPN, у «Орландо» в 2024 г. была самая большая зарплатная ведомость в лиге – в среднем $120 000 в год на игрока. Конкуренты тоже подтягиваются, поэтому NWSL готовится повысить потолок с нынешних $3,3 млн до $5,1 млн в 2030 г. Дополнительно клубы выплачивают бонусы, а в отдельных случаях лига разрешает повышать зарплату звездам сверх лимита. Благодаря этому правилу нападающая Тринити Родман (дочь баскетболиста Денниса Родмана) из «Вашингтон Спирит» с 2022 г. остается самой высокооплачиваемой футболисткой США – $281 000 в год.

    Впрочем, Родман далеко до 27-летней Айтаны Бонмати. В Европе нет ограничений по зарплате, что позволило «Барселоне» предложить своей воспитаннице, как сообщает ESPN, рекордный 1 млн евро в сезон. В Англии, по данным портала SuperProf за 2024 г., австралийка Сэм Керр получает в «Челси» около 678 000 фунтов. Вторая в лиге – голландка Вивианне Мидема из «Арсенала» (544 000 фунтов). Недавний новичок клуба Оливия Смит, возможно, зарабатывает больше обеих, но в женском футболе редко публикуют актуальные данные по зарплатам.

    Конечно, по сравнению с АПЛ суммы несопоставимы. Такие деньги звезды мужского футбола получают за пару недель, а средние игроки за месяцы. Тем не менее женщины потихоньку подтягиваются. «Арсенал» нарастил фан-базу, которая позволяет в среднем собирать около 40 000 болельщиков на матч на стадионе «Эмирейтс», и, соответственно, увеличил доходы от спонсорства, – объясняет Браун. – Не так давно «Арсенал» разработал четкое видение своей женской команды, поддержанное высшим руководством клуба, а затем воплотил его в жизнь. Это дало им большую финансовую гибкость».

    Женский Transfermarkt

    В большинстве лиг клубы не платят компенсации за переходы игроков. Это касается и чемпионата России. «В основном футболисты меняют команды в статусе свободных агентов, – рассказывает «Ведомости. Спорту» экс-сотрудник клуба российской Суперлиги на правах анонимности. – Рынок не сформирован, зарплаты низкие, бюджеты минимальные. У женских клубов нет денег, они находятся в тени мужских. Аудитория Суперлиги растет, но не настолько, чтобы генерировать достаточную прибыль». Агентов в российском женском футболе тоже, по сути, нет, переговоры часто идут напрямую. Зато большую роль играют личные связи и известность игроков. «Если ты играешь в чемпионате России, то тебе агент не нужен, тебя все знают. Ты просто играй хорошо, и у тебя будут предложения», – объясняла «Матч ТВ» в 2024 г. полузащитница сборной России и «Зенита» Екатерина Пантюхина.

    И все же постепенно в плане трансферов женский футбол начинает все больше напоминать мужской. Например, у главного портала со стоимостью игроков Transfermarkt существует «женское отделение» – Soccerdonna. Сайт на немецком, хотя охватывает все основные лиги. В нем учтена не только игровая статистика, но и трансферные показатели – ориентировочная стоимость футболистки с динамикой за последние годы, а также сроки контрактов. Среди действующих игроков Суперлиги только у трех есть цена: у сербки Дины Благоевич («Спартак») – 20 000 евро, у нигерийки Эммануэль Фейвор – 15 000 евро и у россиянки Алсу Абдуллиной – 40 000 евро (обе – «Локомотив»). Это связано с тем, что ранее они выступали в иностранных лигах: Благоевич – за немецкий «Байер», Фейвор – за американский «Сан-Диего», а Абдуллина – за «Челси» и «Париж».