«В Корее к Федору приставляли по шесть охранников». Как Емельяненко открыл ММА для России

    46-летний боец завершает карьеру спортсмена реваншем против американца Райана Бейдера
    Федор Емельяненко проведет свой прощальный бой в возрасте 46 лет /Пресс-служба Bellator / ТАСС

    В ночь на 5 февраля Федор Емельяненко проведет последний бой в карьере – в Калифорнии против американца Райана Бейдера. Россиянин намерен взять реванш за поражение в 2019 г. и окончательно уйти из единоборств как спортсмен. 

    Сразу после анонса второго боя с Бейдером Федор сформулировал четко: «Это будет мой последний бой. Будет завершение карьеры». Он уточнил, что после сосредоточится на развитии своей бойцовской команды и вообще смешанных единоборств в России как глава Союза ММА. 

    И добавил, что очень хочет реванша против Бейдера, потому что к первому бою не смог подготовиться как следует – тогда, четыре года назад, Емельяненко проиграл американцу всего за 35 секунд. 

    Прощание выходит многосерийным: в октябре 2021 г. россиянин по тому же контракту с промоушеном Bellator проводил последний бой в Москве и выиграл у американца Тимоти Джонсона, а теперь выступает хедлайнером турнира в США, на родине организации. 

    Азиатский культ 

    На афише боя лаконичное «Федор», без фамилии, – это давно уже традиция. Именно имя, а не сложная фамилия стало брендом в индустрии единоборств и за ее пределами. 

    Причем началось все задолго до популярности в России, вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» Вадим Финкельштейн, почти 10 лет, с 2003 г., тесно работавший с Емельяненко как менеджер. 

    Большая карьера Федора в ММА начиналась с японских организаций: он провел два из трех первых боев в Туле во второй половине 2000 г. в рамках промоушена Rings, затем в течение полутора лет выиграл на таких турнирах шесть поединков, перешел в самую престижную организацию того времени Pride и до конца 2006 г. победил еще в 15 боях, 14 из которых прошли в Японии (еще один – в США, в Лас-Вегасе). 

    Победная серия в сочетании с высокой популярностью единоборств у азиатской публики сделали из российского бойца супергероя – сначала в регионе, а затем и почти во всем мире.  

    «Вокруг Федора в Азии творилось безумие, – рассказывает Финкельштейн в интервью «Ведомости. Спорту». – Особенно в Корее, там к нему приставляли по шесть охранников. Потому что корейцы, когда видели его на улице, все время пытались до него дотронуться – видимо, в их культуре важно прикоснуться к сильному. Японцы больше бегали вокруг и фотографировали, а тут прямо висели на нем, если просто вышел погулять». 

    Бывший менеджер Емельяненко напоминает, что в то время для российского рынка смешанные единоборства были еще малознакомым явлением, поэтому многие компании опасались сотрудничества с бойцом: боялись, что аудитория неправильно воспримет героя из агрессивного вида спорта. 

    В то же время в Азии Федор был лицом топовых брендов: например, в Корее в 2010 г. выходил 30-секундный рекламный ролик батончика Snickers с Емельяненко – его отдельно снимали именно там, говорит Финкельштейн.  

    По сюжету комичной зарисовки действие происходит в корейском аэропорту, Федор в зале прилета приветствует встречающих его фанатов, а один из них удерживает его руку как в армрестлинге – Емельяненко подыгрывает, изображает борьбу, но потом легко демонстрирует свою силу. Даже по этому ролику легко понять, как именно в Корее воспринимали бойца. 

    Федор Емельяненко против Чхве Хон Мана /Free creativity / Youtube

    «Федор был для азиатской аудитории исключительно положительным героем, – объясняет Финкельштейн. – Он никогда, например, не высказывался о соперниках жестко. Такой самурай – сильный, но слабого никогда не обидит. Всегда выступал на турнирах Pride, проходивших 31 декабря, у них были огромные рейтинги в Азии. А уже после, когда эту организацию купил UFC и убил, я организовывал для Федора поединок с 218-сантиметровым корейцем Чхве Хон Маном, самым знаменитым местным бойцом, – он победил и только укрепил свою популярность, стал легендой». 

    В тот же период появилось и самое известное прозвище Емельяненко – Последний император, которое боец использует и сам (например, такая надпись обычно есть на его экипировке). Оно родилось, когда Федор остался непобежденным в Pride и владел титулом другого японского промоушена, Rizin. 

    Емельяненко был первым знаком качества российских единоборств, говорит «Ведомости. Спорту» президент промоутерской компании AMC Fight Nights Камил Гаджиев, в которой боец провел поединок в 2016 г. 

    «Позже такую же роль стал играть и Хабиб Нурмагомедов, но именно Федор был первым стимулом для развития всех институтов, связанных с ММА в России, – отмечает Гаджиев. – К новым промоушенам автоматически возникало больше доверия, аудитория лучше реагировала на смешанные единоборства в принципе, потому что знала о больших успехах Емельяненко и понимала: российские бойцы стоят внимания». 

    Гаджиев сопоставляет всплески внимания к ММА с двумя яркими футбольными событиями: выходом сборной России в полуфинал Евро-2008 и четвертьфинал чемпионата мира – 2018. По его словам, такими же явлениями для индустрии единоборств были главные отрезки в карьерах Емельяненко и Хабиба: как футбол в понимании обывателя стал более российским видом спорта, стало не зазорно его хвалить, так и для ММА открывались новые возможности. Именно Федор легитимизировал единоборства в России, утверждает промоутер. 

    Он добавляет, что в российских смешанных единоборствах очень много примеров людей, ориентирующихся на Емельяненко как на ролевую модель, а сам себя относит к тем, для кого Федор был источником вдохновения, чтобы развивать ММА и вообще верить в перспективы этой индустрии. 

    Взлет в России 

    Парадокс, но широкой узнаваемости в России у Емельяненко очень долго не было. Пока он покорял Pride и Азию, русскоязычная аудитория ограничивалась нишевыми фанатами не самого популярного на тот момент вида спорта. Это признает и Финкельштейн, начавший работать с Федором в тот период. 

    «Поначалу моей задачей как менеджера было просто стоять за него горой, добиваться комфортных условий в переговорах, – рассказывает экс-менеджер Емельяненко. – Допустим, в Pride хотели организовать его бой с хорватом Мирко Филиповичем, вторым номером в мире единоборств на тот момент. Но поначалу Федор был объективно не готов к такому сопернику, я организовывал для него тренировки в Амстердаме у известного специалиста Йоганна Фоса – и бой состоялся, только когда мы были готовы». 

    Емельяненко тогда выиграл единогласным решением судей за счет целенаправленной подготовки: он не дал сопернику использовать свои привычные козыри – в первую очередь удар ногой в голову, продолжает Финкельштейн. Позже этот бой признали лучшим поединком не только года, но и десятилетия. 

    Важным шагом к популярности Емельяненко менеджер называет появление лучших боев Федора на ТВ: он рассказывает, что сам покупал у Pride права на показ, оплачивал техническую подготовку, монтаж и работу комментатора (по его словам, уходило примерно $20 000 в месяц), чтобы передать на канал НТВ готовый к показу материал. Его брали, как правило, для ночного эфира. 

    Камил Гаджиев согласен, что фактор телевидения стал ключевым в росте популярности Федора. «До этого только самые-самые преданные и вовлеченные фанаты единоборств знали, что происходит в Японии», – рассказывает он. 

    Владимир Путин на бое Федора Емельяненко /Wikimedia

    Благодаря показу боев на НТВ Емельяненко впервые выступил в России как узнаваемый боец: в 2007 г. провел тот самый бой в Петербурге, куда зрителем приходил Владимир Путин. Появление президента сработало в плюс и развивающейся в стране индустрии ММА, и популярности самого Федора. 

    Внимание Путина – а он затем был еще и на бое Емельяненко в Москве в 2011 г. – стало важным сигналом не только для общественности, но и для чиновников, обращает внимание Гаджиев. 

    «Если чем-то интересуется президент, автоматически интерес возникает и у других людей, от которых в стране многое зависит, – продолжает он в интервью «Ведомости. Спорту». – Все мы понимаем, как это работает: раз есть внимание такого уровня, появляется и содействие в повседневных вопросах, связанных с развитием. Для нас это стало большим подспорьем». 

    Узнаваемость в России взлетела – в этом и заключается парадокс – после первого настоящего поражения. Формально впервые в карьере Емельяненко проиграл еще в 2000 г. – пятый бой профессиональной карьеры в ММА, но считается, что там поторопились с решением о техническом нокауте из-за небольшого рассечения, к тому же японский соперник Цуеси Косака нанес его на 17-й секунде запрещенным ударом локтем. Как правило, этот проигрыш списывают на несовершенство регламента смешанных единоборств того времени. 

    В июне 2010 г. Федор, у которого на тот момент было 30 побед, проиграл уже однозначно – болевым приемом в первом раунде бразильцу Фабрисиу Вердуму на турнире промоушена Strikeforce в американском Сан-Хосе, и сам факт проигрыша бойца, которого считали непобедимым, привлек несравнимое с предыдущими событиями внимание российских медиа. 

    В то же время последовал карьерный кризис: у серии из трех поражений в 2010–2011 гг. были личные причины, о которых Финкельштейн сейчас рассказывать не хочет (ранее он предполагал, что повлияло увлечение религией и строгое соблюдение поста), но уточняет, что в тот момент организовать для Емельяненко бои за рубежом стало сложнее и он воспользовался ростом популярности в России – так в ноябре 2011 г. Федор провел первый внутрироссийский поединок в суперзвездном статусе, победил в Москве Джеффа Монсона на глазах Владимира Путина. 

    Самый выгодный отрезок 

    С точки зрения гонораров за бои сейчас у Федора Емельяненко, вероятно, самые привлекательные условия в карьере. Он уже уходил из единоборств в 2012 г., когда зарабатывал по $300 000–400 000 за бой. Например, базовую 300-тысячную ставку бойца за поединок подтверждали в 2008 г. в организации Affliction, которую финансировал Дональд Трамп. 

    По возвращении после паузы в 2,5 года и нового предновогоднего боя он получил разовое приглашение выступить на турнире российского промоушена Fight Nights Global, который возглавляет Гаджиев. По данным «Спорт-Экспреса», за гонорар в $1 млн.  

    По нынешнему контракту с американской компанией Bellator, за которую он с 2017 г. проведет уже седьмой бой, Емельяненко получает примерно в два раза больше. Глава промоушена Скотт Кокер еще на старте сотрудничества в ответ на вопрос о гонораре в $2 млн говорил, что порядок цен верный, и отмечал, что Федор стоит таких денег. 

    Афиша последнего боя Федора Емельяненко /Bellator 290

    Гаджиев в разговоре с «Ведомости. Спортом» характеризует Емельяненко как требовательного в сотрудничестве, но при этом четко исполняющего и свою часть обязательств. 

    «Все, о чем мы договорились, в итоге реализовалось, – вспоминает он организацию турнира в Петербурге. – Со звездами такого масштаба не бывает легко утвердить все условия – это было бы даже странно. Быстренько по телефону все вопросы не решишь, требуется серия встреч, опыт. К тому же вместе с ним на турнире выступали бойцы из его команды, нужно было комплексно договориться еще и на их счет. Федор относился ко всему очень профессионально». 

    В тот момент Емельяненко уже был президентом Союза ММА России, созданного в 2012 г. Боец стал его первым руководителем, в 2016 г. переизбрался на второй срок, затем в 2018 г. переместился на должность почетного президента и председателя наблюдательного совета, а в июне 2022 г. вернулся на пост президента. 

    Гаджиев уверен, что Федор может принести большую пользу ММА в России, если будет полноценно погружен в эту работу. 

    «Важно, чтобы он не просто был формальным руководителем, а фактическим управленцем, который стимулирует развитие в том числе за счет своего опыта, имени и контактов в индустрии, – объясняет глава промоушена Fight Nights. – Мне как функционеру в этом виде спорта было бы комфортно, если бы я четко понимал его роль. Есть и другой вариант: определить людей и передать им конкретные функции. Это плохая для рынка практика, и я уверен, что Федор сам это понимает. Сейчас есть четкое объяснение: он готовится к бою. Как только закончит карьеру, рынку нужна ясность». 

    По мнению Гаджиева, у Емельяненко за счет своего статуса есть возможность приводить в индустрию партнеров любого уровня, нужным образом влиять на развитие правил, юридической или медицинской составляющей – всего, что нужно для роста смешанных единоборств.