«Стремлюсь стать легендой». Что нужно знать о новой звезде российского тенниса Диане Шнайдер

    Покорила юниорский тур и мощно стартовала в профи
    На Australian Open-2022 Диана Шнайдер дошла до второго круга. Это был ее дебютный «Шлем» на взрослом уровне /JOEL CARRETT / TASS

    Диана Шнайдер — главная надежда российского тенниса. Прошлый сезон она начинала на 865-м месте в рейтинге Женской теннисной ассоциации (WTA), а сейчас располагается уже на 106-й строчке. В январе 18-летняя спортсменка дебютировала в профессиональном туре и преодолела квалификацию на первом же турнире «Большого шлема» — Australian Open. 

    В Мельбурне Шнайдер прошла первый круг, обыграв словачку Кристину Кучову (7:6, 7:5), и имела хороший шанс на третий раунд — вела 1:0 по сетам в матче с шестой ракеткой мира гречанкой Марией Саккари, но не справилась с эмоциями и уступила в двух следующих партиях — 3:6, 7:5, 6:3. 

    Тем не менее, Диана добилась похвалы от президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева, который назвал Шнайдер «молодой и растущей» и заявил, что она вполне могла пройти топ-соперницу уже сейчас. 

    Старт в Тольятти и сравнения с Алькарасом

    На сайтах Международной федерации тенниса (ITF) и WTA о молодой россиянке пока минимум информации. Спортсменка сама удивлялась в разговоре со «Спорт-Экспрессом», почему с учетом ее высокого рейтинга пресс-службы туров пока никак с ней не контактировали. «Придет время, и там появятся все детали», — амбициозно добавила Шнайдер, с удовольствием разговаривающая с российскими журналистами. 

    Мама спортсменки Юлия — учитель английского, папа Максим — юрист с боксерским прошлым. Когда девочке было четыре, она увидела рекламный щит с приглашением на теннисные тренировки и сама попросилась на занятия. «Дали ракетку, я походила недели две и мне понравилось, — вспоминала Шнайдер в разговоре с «Чемпионатом». — Как началось, так и пошло. Не расставалась с ракеткой, разбивала все, что можно, в квартире, постоянно ходила с мячиком». 

    У девочки просматривались явные перспективы, и родители решили переехать из Жигулевска Самарской области в Тольятти, где было больше вариантов для тренировок. Особенные надежды на дочь возлагал папа: «Когда я только начала играть, папа говорил: «Она будет великой теннисисткой». Он всегда ездил на турниры, возил на тренировки, смотрел. Он сейчас хорошо разбирается в теннисных моментах: часто помогает в тактике и эмоциях».

    До восьми лет Шнайдер совмещала занятия теннисом с танцами и уроками игры на фортепиано. Но затем спорт вытеснил все прочее: Диана начала ездить на первые турниры Российского теннисного тура (РТТ). Вскоре тренер Сергей Коновалов, который вел юную теннисистку в частном клубе в Тольятти, посоветовал ей перебираться в Москву. Сменив три школы в столице, Шнайдер познакомилась с Самвелом Минасяном, который и помог ей адаптироваться в новом городе. Диана с благодарностью вспоминает своих первых наставников. По ее словам, все, что она умеет — от них: Коновалов поставил технику и привил любовь к атакующему стилю, а Минасян научил игре в паре и на грунте, а также спокойствию и выдержке. 

    Первый крупный успех пришел к Шнайдер в 2020-м, тогда 16-летняя россиянка пробилась в финал «Ролан Гаррос» в парном разряде. Год спустя она закончила школу и поступила в московский университет физической культуры (РГУФК) на специальность тренера по теннису. Но уже тогда Диана рассматривала вариант с поступлением в один из вузов США. 

    За год Диана Шнайдер поднялась более чем на 750 строчек в рейтинге WTA /Quinn Rooney / Getty

    «Были моменты, что задумывалась: «Как так они [юниоры] уже играют [в про-туре], а я здесь. <...> Радукану — большая молодец, но она не может сейчас справиться с проблемами. Алькарас — неземной игрок, — рассказывала Шнайдер, — Я уверена, что он будет играть долго и на хорошем уровне. Я рассчитываю идти постепенно к цели и тоже задержаться надолго. Стремлюсь ли стать легендой российского тенниса? Да!»

    Три «Шлема» в юниорах и мечта об Олимпиаде

    Решиться на переезд в Америку помогли обстоятельства — санкции, которые усложнили для теннисистов с российским паспортом перелеты в разные страны, а также ограничили участие в некоторых соревнованиях. Так, Шнайдер рассказывала, что из-за национальности ее не пустили на турнир ITF в Латвии. 

    «Очень переживала, что мы больше не сможем играть, что у меня не будет возможности ездить по турнирам. Потому что я видела, как другие спортсмены из России не могут участвовать в тех или иных соревнованиях», — объясняла Диана причину поступления в NC State в Северной Каролине прошлым летом. 

    Еще одной причиной, со слов Шнайдер, стала неорганизованность профессиональной жизни, от которой она страдала в России. В Москве все вопросы (от выбора турниров до бронирования гостиницы) она решала вместе с мамой, а в Штатах технические моменты взял на себя университет, ее задача теперь —тренироваться и играть. 

    А играть у Дианы получается весьма неплохо. 2022-й стал для нее прорывным. Она завоевала четыре титула на соревнованиях ITF, а в ноябре взяла дебютный трофей на турнире WTA в Монтевидео. Мощным получилось и выступление на юниорских мэйджорах — там, правда, Шнайдер выступала не в одиночке, а в паре. К Уимблдону-2021 теннисистка добавила победы на Australian Open и US Open. Причем все три титула на «Шлемах» Диана выиграла с разными партнершами — с белоруской Кристиной Дмитрук, американкой Клервин Нгуну и чешкой Люси Гавличковой.

    Диана Шнайдер почти собрала карьерный «Большой шлем» на юниорском уровне — не покорился ей только «Ролан Гаррос» /Rob Prange / TASS

    К 18 годам Шнайдер уже выглядит сформировавшимся игроком. На корте ее выделяют три вещи: агрессивный атакующий стиль, эмоциональность (в матче на AO Саккари жаловалась судье, что соперница кричит ей прямо в лицо) и бандана (предпочитает такую защиту от солнца кепкам и козырькам). Вне корта две: открытость и амбициозность. Первое должно помочь ей получить рекламные контракты — в беседе с «Чемпионатом» Шнайдер рассказала, что хотела бы иметь дополнительный заработок, но из-за военно-политической ситуации найти спонсора российскому игроку очень сложно. Сейчас Диана живет и тренируется за счет призовых на турнирах, в прошлом году они составили около $62 000.

    Что касается амбициозности, главная цель Шнайдер на этот сезон – закрепиться в топ-100 женского тура и начать играть на турнирах категории WTA 125 и в квалификациях более престижных соревнований, в том числе «Больших шлемов». Есть у Дианы и мечта сыграть на Олимпиаде-2024. У Шнайдер был вариант сменить спортивное гражданство на казахстанское и тем самым практически гарантировать себе выступление на Играх, но она отказалась. Новая звезда тенниса верит, что к лету следующего года санкции в отношении российского спорта будут сняты.