Уимблдон выиграл суд за расширение территории – проект оценили в 200 млн фунтов

    Британский «Шлем» построит дополнительные 39 кортов
    Jonathan Nackstrand / AELTC
    Jonathan Nackstrand / AELTC

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.

    Один из наиболее статусных теннисных турниров «Большого шлема» Уимблдон одержал крупную победу в попытке утроить площадь своей территории (с 17 до 46 га). Высокий суд Великобритании постановил, что Управление Большого Лондона (GLA) имело законные основания выдать разрешение на строительство 39 новых кортов в сентябре 2024 г. Теперь у британского «Шлема» не осталось преград, чтобы начать реализацию масштабного проекта Wimbledon Park Project стоимостью 200 млн фунтов, отмечает лондонское издание Standard. 

    Расширению Уимблдона мешают активисты

    Чтобы успешно конкурировать за внимание болельщиков и генерировать новые источники доходов, руководители «Шлемов» предпринимают шаги, которые еще пару десятилетий назад казались неосуществимыми. Так, мейджоры успешно протестировали переход с двухнедельного формата на трехнедельный, где в первые семь дней проходят различные развлекательные мероприятия: благотворительные матчи, детский день, поединки легенд, концерты и другие перфомансы. 

    Расширение коснулось не только времени, но и места. За последние 15 лет Australian Open вырос по площади благодаря инвестициям в размере $1 млрд от правительства штата Виктория – в 2025 г. в Мельбурне был установлен новый рекорд посещаемости для всех «Шлемов» (1 218 831 зритель). Долгое время сильно уступавший по выручке другим мейджорам парижский «Ролан Гаррос» стал конкурентоспособным благодаря отвоеванной территории у Булонского леса. 

    Уимблдон – единственный топовый теннисный турнир, проводящийся на траве и утопающий в зелени. Даже Центральный корт полностью обвит декоративным плющом, который является одной из визитных карточек Уимблдона. Тем не менее, британский мейджор долгое время сталкивается с головной болью в виде необходимости проводить матчи квалификационного раунда в нескольких километрах от Уимблдона – в соседнем Рохэмптоне. Здесь расположены только корты, и организаторы не способны делать на этом бизнес. 

    Чтобы решить эту проблему, в 2018 г. руководство Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета выкупило 73 акра соседней территории, на которой более 100 лет располагался частный лондонский гольф-клуб. Стоимость сделки составила 65 млн фунтов, утверждает ESPN. Три года спустя Уимблдон презентовал амбициозный проект по расширению теннисного комплекса – Wimbledon Park Project. Организаторы «Шлема» запланировали построить на новой площади 38 новых кортов, включая выставочный корт на 8000 мест, посадить 1500 деревьев, почистить и облагородить расположенное в парке озеро, а также возвести несколько общественных теннисных площадок. 

    Как и в случае с Булонским лесом в Париже, на Уимблдон ополчились экологи и местные жители. Они утверждают, что в случае реализации проект нанесет ущерб биоразнообразию и загрязнит окружающую среду и ландшафт, внесенный в список объектов культурного наследия Великобритании. Также будет создан прецедент для посягательства на охраняемые зеленые зоны.

    Ежегодный доход в $500 млн

    Одним из ключевых аргументов движения Save Wimbledon Park (SWP) против инициатив британского «Шлема» стало соглашение между гольф-клубом и Уимблдоном, предусматривающее, что теннисисты будут использовать эту площадь только для отдыха, развлечений или открытого пространства. В итоге активисты собрали 16 000 подписей под петицией, адресованной лондонской мэрии. 

    Состоялись публичные слушания, и в сентябре 2024 г. заместитель мэра Лондона Жюль Пайп согласился с рекомендацией должностных лиц Генеральной ассамблеи Лондона (GLA) разрешить Уимблдону расширить пространство. Когда Пайп зачитывал вердикт, раздались свист и крики «Как вам не стыдно!» На следующий день у здания мэрии расположились десятки протестующих. Противники, включая депутата Пола Колера, подали иск в Высокий суд, и почти год спустя высшая британская инстанция встала на сторону «Шлема». 

    «Решение о запуске Wimbledon Park Project было принято в соответствии со всеми нормами, факторами и рисками, поэтому я вынужден отклонить иск SWP», – обосновал свой вердикт судья Джастис Сайни. 

    По состоянию на 2025 г. годовой доход Уимблдона составляет порядка $500 млн, что сопоставимо с выручкой двух других «Шлемов» – Australian Open и US Open («Ролан Гаррос» ежегодно зарабатывает около $400 млн), зафиксировал Sportico. Доход формируется в основном за счет медиаконтрактов, спонсорства, продажи билетов и представительских расходов. Если Уимблдону удастся увеличить площадь, то британский «Шлем» сможет значительно оторваться от конкурентов в финансовом плане. Правда, случится это не ранее 2030-х гг. и при условии отсутствия новых проблем. 

    «Это хорошая новость, которая укрепит репутацию Уимблдона как величайшего теннисного турнира в мире, а Лондона – как спортивной столицы мира, – заявил мэр Садик Хан. – Инициатива Wimbledon Park Project принесет значительный спектр экономических, социальных, культурных и экологических выгод местному региону, столице в целом и экономике Великобритании, создав новые рабочие места и зеленые зоны».