Теннисисты призывают к переменам – из-за растянутых турниров растет число травм

    В сезоне-2025 почти 5% матчей завершились досрочно – самый высокий показатель с 1990 года
    Tang Yanjun / China News Service / V / ТАСС
    Tang Yanjun / China News Service / V / ТАСС

    Конец теннисного сезона уже привычно проходит под знаком многочисленных травм и снятий игроков с матчей. В 2025 г. с таким исходом завершилось 4,9% матчей в рамках ATP-тура (исключая командные соревнования) – самый высокий процент с 1990 г. Не удивительно, что на престижный «Мастерс» в Париже не приехали его семикратный победитель Новак Джокович и многие другие. В том числе 12-я ракетка мира Хольгер Руне, который неделю назад в Стокгольме порвал ахилл и теперь может пропустить весь следующий сезон. 

    И с каждым годом ситуация становится только хуже. «Ведомости. Спорт» – о том, насколько близко теннис оказался к критической точке. 

    Проблемы Джоковича в Шанхае

    В сезоне-2024 рекорд по количеству матчей за год установил немецкий теннисист Александр Зверев – он сыграл 90 поединков на турнирах Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP), проведя на корте в общей сложности 199 часов. В среднем это 2 часа 13 минут на матч. Теннисист играл практически каждые три дня, что с учетом ежегодно возрастающих физических нагрузок, необходимости восстанавливаться и высыпаться, долгих перелетов и тренировок выглядит настоящим подвигом. 

    На 11 встреч меньше провел занимавший на тот момент первую строчку мирового рейтинга итальянец Янник Синнер, его время на корте ограничилось 161 часом. Также в топ-10 самых выносливых исполнителей по итогам прошлого сезона вошли Каспер Рууд (76 поединков, 147 часов), Тэйлор Фритц (76/145), Лоренцо Музетти (68/145), Бен Шелтон (68/141), Даниил Медведев (67/137), Томас Эчеверри (60/136), Алекс де Минаур (68/134) и Карлос Алькарас (67/133). 

    В прошлом году Синнер казался машиной, но уже в январе 2025 г. на Australian Open с итальянцем творилось что-то неладное. В поединке четвертого круга в Мельбурне против Руне он получил тепловой удар – у Янника дрожали руки, начались судороги, и лишь после манипуляций медицинской бригады он пришел в норму и даже выиграл встречу. Но в августе в финале Цинциннати против Алькараса ситуация повторилась (итальянец снялся в конце первого сета при счете 0:5), а в октябре в Шанхае случился еще один рецидив. Сильная жара и влажность вновь привели к судорогам Синнера – он не мог нормально ходить и не доиграл встречу против представители Нидерландов Таллона Грикспура. Янник покинул корт лишь с помощью персонала. 

    Подобные сцены оказались типичными для турнира в Шанхае. Теренс Атмане, Хамад Меджедович, Ибин У, Давид Гоффен, Томаш Махач и Каспер Рууд снялись из-за жары, а Франсиско Комесанье стало так плохо, что он чуть не упал в обморок. Несмотря на преимущество ночных матчей, Новака Джоковича несколько раз стошнило в двух играх подряд, а в поединке с Хауме Мунаром в четвертом раунде легендарного серба пошатывало, у него кружилась голова. Ничего удивительного, ведь температура поднялась до +35 градусов, а влажность составляла 67%. Также от судорог на турнирах в Пекине и Шанхае страдал Медведев. 

    «Очень жесткие условия, – пожаловался Джокович. – Ужасно, когда влажность воздуха больше 80% изо дня в день, особенно для игроков, которые играют днем, на солнце. Тогда это еще сложнее. С биологической точки зрения мне с этим справиться немного сложнее. На площадке приходится буквально выживать». 

    «Шлемы» и «Мастерсы» стали дольше

    Непросто пришлось и девушкам на проходившем параллельно турнире в Ухане. Британка Эмма Радукану радовалась накануне возвращению на родину своей матери, но уже на следующий день она не совладала с климатическими условиями – у теннисистки сильно упало давление, и она прекратила борьбу. Похожие истории случились с латвийкой Еленой Остапенко и канадкой Бьянкой Андрееску, которая опубликовала в социальных сетях видео, на котором она выжимает пот из носков и говорит: «Отличная погода, чтобы сыграть в теннис в сауне». 

    За две недели до того, как порвать ахилл в Швеции, проблему с играми на пределе человеческих возможностей озвучил Руне. В Шанхае 22-летний датчанин, которому стало плохо во встрече с Уго Умбером (ему измеряли давление и охлаждали тело льдом) обратился во время медицинского перерыва к судье: «Вы хотите, чтобы игрок умер на корте?» Уже после матча Хольгер добавил, что игроки не должны рисковать здоровьем, и предложил ввести тепловой регламент, подчеркнув, что «даже сильные спортсмены имеют предел выносливости». 

    В то время как турниры «Большого шлема» и Женская теннисная ассоциация (WTA) имеют политику в отношении экстремальной жары (предусмотрен 10-минутный перерыв), в ATP не считают необходимым ее вводить. Организация поручает контроль за состоянием игроков супервайзерам и медицинскому персоналу. «Этот вопрос находится на стадии активного изучения, и в настоящее время в консультации с игроками, организаторами турниров и медицинскими экспертами рассматриваются дополнительные меры, включая внедрение официальной политики в отношении тепла. Безопасность игроков остается главным приоритетом для ATP», – заявили представители управляющей организации в интервью BBC. 

    Также на протяжении последних десятилетий важной темой для обсуждения является продолжительность теннисного сезона, но недавние инициативы ATP и WTA, похоже, только усугубили эти проблемы. За последние два года WTA ужесточила контроль за расписанием своих ведущих теннисисток, и все больше людей сходятся во мнении, что стремление ATP растянуть многие «Мастерсы» на двухнедельные мероприятия сильно бьет по игрокам. С увеличением количества дней на турнирах и времени, проведенного вдали от дома, их физические и психологические проблемы усугубляются. 

    С начала января до середины ноября в турах WTA и ATP турниры проводятся каждую неделю. С 2024 г. WTA ввела обязательное участие лучших теннисисток в каждом «Шлеме», 10 турнирах WTA-1000 и шести турнирах уровня WTA-500. Похожая ситуация и в ATP-туре: мужчинам необходимо играть в четырех «мейджорах», восьми турнирах ATP-1000 и семи других турнирах более низкого уровня, которые учитываются в их рейтинге. 

    «Мы подвергаем свои тела аномальным для такого элитного вида спорта нагрузкам. Сейчас есть много потрясающих молодых ребят, и я горжусь тем, что являюсь одним из них. Но туру придется адаптироваться, если есть заинтересованность в том, чтобы кто-то из нас добился хоть какого-то долголетия в карьере», – призвал к радикальным переменам Джейк Дрейпер, который не играет с US Open-2025, снявшись из-за травмы плеча. 

    В последние недели очередного насыщенного сезона, когда травмы накапливаются, а мало кто из участников чувствует себя довольным, складывается впечатление, что тур приближается к критической точке. Но пока неясно, готовы ли руководящие органы признать эти проблемы и предпринять значимые шаги для их решения. 

    В ожидании Премиум-тура

    Изменение климата приводит к повышению температуры во всем мире, и серия азиатских теннисных турниров осенью 2025 г. подтвердила, что проблема не решится сама собой. В других видах спорта уже начинают действовать. Чемпионат мира по кольцевым автогонкам «Формула-1» перенес Гран-при Катара с октября на декабрь из-за жары, а Гран-при Японии – с осени на весну из-за лучших условий. 

    Международная федерация футбола (ФИФА) рассматривает возможность сдвинуть ЧМ-2034, который состоится в Саудовской Аравии, на январь 2035 г. Турнир не может состояться летом, поскольку в это время года температура воздуха в стране доходит до +52 градусов. Первое «зимнее» мировое первенство по футболу прошло в Катаре в 2022 г. 

    Теннисисты понимают, что бездействие в столь жестких условиях неприемлемо, поэтому вступают с ATP и WTA в прямую конфронтацию. В сентябре 2025 г. ведущие игроки написали очередное письмо (первое было отправлено в марте) в адрес управляющих организаций и турниров «Большого шлема». В нем содержится призыв к увеличению доли доходов (с нынешних 16% до 22% к 2030 г.), взносов в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и пособия по беременности и родам, а также пересмотр календаря и расширение полномочий через новый совет игроков. Письмо подписали Арина Соболенко, Ига Швентек, Коко Гауфф, Карлос Алькарас, Янник Синнер, Джек Дрейпер и другие теннисисты, информирует Tennis.com. 

    Игроки надеются, что их давление ускорит план реформирования существующей структуры профессионального тенниса. Он включает в себя проект Премиум-тура, основанного на четырех турнирах «Большого шлема», а также ряде комбинированных турниров высшего уровня с участием лучших игроков ATP и WTA, отмечает The Athletic. Предполагается удвоение призового фонда для 300 лучших мужчин и в четыре раза для 300 лучших женщин. Также тур должен завершиться так, чтобы оставить межсезонье продолжительностью шесть-восемь недель. Но как скоро стороны достигнут компромисса – неизвестно.

    «Я согласен, что межсезонье слишком короткое. Но в настоящий момент невозможно составить оптимальное расписание, когда теннисом руководят семь разных организаций», – резюмировал глава ATP Андреа Гауденци.