Запрыгнуть на платформу

Переход на платформенные рельсы позволяет бизнесу снизить издержки и улучшить финансовые результаты
Unsplash
Unsplash

Девять из 10 компаний в мире переживают цифровую трансформацию. Организации внедряют новые технологии, становятся участниками цифровых платформ или запускают свои собственные. Платформенный способ ведения бизнеса распространяется все шире, так как позволяет наращивать масштабы бизнеса, привлекать внешние ресурсы, ускорять разработку продуктов и услуг, использовать новые рыночные возможности.

В России о платформах тоже говорят все чаще. В ассоциации разработчиков программного обеспечения «Руссофт» считают, что переход к платформенным решениям и развитие российских платформ – один из ключевых IТ-трендов 2023 г. По результатам опроса Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, цифровые платформы уже внедрены у 43% респондентов, а еще 35% планируют это сделать.

Что такое цифровая платформа

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ и компания «Ростелеком» в своем докладе «Платформенная экономика в России: потенциал развития» предложили такое определение: «Цифровая платформа – основанная на совокупности технологий, продуктов и услуг информационная система, обеспечивающая взаимодействие в единой интернет-среде по заданным алгоритмам значимого числа участников, которое приводит к снижению транзакционных издержек и формированию добавленной стоимости для пользователей».

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ зафиксировал высокий уровень доверия людей к цифровым платформам. Более двух третей респондентов (70% из 3000 опрошенных интернет-пользователей) заказывают на них товары, продвигают услуги, ищут работу, недвижимость для покупки или аренды и др., свыше четверти (28%) загружают личный контент, банковские приложения и данные банковских карт, ведут личную и профессиональную переписку. По оценкам исследователей, в 2022 г. в платформенной экономике в России было занято около 3,5 млн человек.

Без платформы ты никто

Консультанты Deloitte отмечают, что платформы обычно создаются компанией-оркестратором, которая собирает набор базовых предложений, привлекательных для других игроков. При правильном проектировании платформы могут стать мощным катализатором для создания богатых ресурсами экосистем.

У каждого платформенного бизнеса есть четыре основные функции: установление контактов (платформы обслуживают две или больше групп клиентов), наращивание ликвидности (привлечение участников на платформу), установление правил и стандартов (взаиморасчеты между продавцами и покупателями и пр.) и предоставление основных услуг (обеспечение функциональности).

Если эти функции хорошо разработаны, цифровые технологии облегчают взаимодействие всех участников платформы, в результате формируется ее главный бизнес-эффект – снижение транзакционных издержек.

По мнению экспертов АНО «Цифровая экономика», разработка цифровой платформы имеет явно выраженную асимметрию капитальных затрат: основные расходы владелец несет во время создания и запуска, а дальнейший рост числа клиентов и поставщиков может происходить быстрее, чем в традиционных моделях бизнеса. Так действует сетевой эффект: чем больше пользователей на платформе, тем выше ценность для каждого последующего участника. Например, в маркетплейсе большое количество поставщиков на площадке привлекает потребителей, а чем шире его пользовательская база, тем активнее стремятся к сотрудничеству производители. В результате платформенные проекты способны расти очень быстро с относительно низкими предельными издержками для обслуживания дополнительных пользователей или транзакций.

Не менее важна способность платформ генерировать большие объемы данных. В АНО «Цифровая экономика» полагают, что грамотное использование аналитики больших данных необходимо для корректной работы собственных сервисов, оптимизации поисковой выдачи внутри платформы, формирования рекламных и рекомендательных предложений.

Все это приводит к получению платформенными проектами значимых финансовых результатов. Опрос 1000 предприятий технологического сектора, проведенный компанией EY, показал, что более 43% респондентов открыли новые источники дохода с помощью своей платформы и в среднем 40% доходов компаний связано с их платформами. Зрелые платформенные бизнесы могут рассчитывать на более высокую отдачу. Почти 36% респондентов получили положительный доход в размере 1–4% от капитала, вложенного в развитие их платформы, а у 18% доход был в размере 5–9%. Кроме того, чуть более половины участников опроса рассчитывают сократить расходы в течение следующих трех лет благодаря своей платформенной модели.

Инвесторы тоже высоко ценят платформы. Соавтор книги The Business of Platforms, профессор школы менеджмента Слоан Массачусетского технологического института Майкл Кусумано и его коллеги исследовали 959 глобальных компаний-единорогов по состоянию на конец 2021 г. Из этой выборки платформами оказалось 42% компаний, и в их стоимости была заложена статистически значимая премиальная надбавка по сравнению с неплатформенными бизнесами. Средняя стоимость платформы составила $4,3 млрд против $3,4 млрд для остальных компаний. Премиальная надбавка варьировалась в зависимости от региона: в Северной Америке она составляла 129%, в Европе – 68%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 39%. Кроме того, исследователи обнаружили более высокую стоимость платформ, которые привлекали в свою экосистему сторонние дополнительные продукты и услуги. В этом случае надбавка составила в среднем 34% (по сравнению с обычными транзакционными платформами, которые связывают покупателей и продавцов).

Какие бывают платформы

Все цифровые платформы объединяет общая структура. Как отметила эксперт Kept (бывшая KPMG) Ольга Бледнова в публикации на финансовом портале Bosfera.ru, платформа состоит из трех ключевых компонентов: цифровое ядро, гибкая периферия с различными сервисами, а также бесшовное взаимодействие независимых участников в единой среде. Ядро необходимо для поддержания деятельности цифровых процессов и сервисов и алгоритмизации их работы, периферия ориентирована на удовлетворение потребностей конечных пользователей. За счет использования API (программного интерфейса) можно подключать новых участников и расширять экосистему платформы.

В России, выяснили исследователи из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2021 г. цифровые платформы использовали почти 15% российских организаций (без учета малого и среднего бизнеса и ИП), и число бизнес-пользователей постоянно растет. Лидирует сектор услуг – финансовые организации (33%), высшее образование (32%), а также оптовая и розничная торговля (25%). Компании обращаются к платформам прежде всего для взаимодействия с поставщиками и партнерами (80% из 350 обследованных организаций), подбора и найма персонала (74%), взаимодействия с органами власти (73%). Еще половина респондентов проводит обучение сотрудников с помощью платформенных сервисов.

Все большее число российских игроков разрабатывает собственные цифровые платформы – по этому пути пошло более половины опрошенных компаний. 71% респондентов используют их только внутри организации, а также для контактов с клиентами – b2b (70%) и физлицами (63%).

Платформенные решения в IТ-отрасли

В IТ-сфере сейчас большое внимание уделяют инжинирингу платформ. Чтобы помочь разработчикам, специалистам по обработке данных и конечным пользователям, компании создают операционные платформы, ускоряющие разработку. По данным Gartner, к 2026 г. 80% организаций, занимающихся разработкой ПО, сформируют платформенные команды для многократно используемых сервисов, компонентов и инструментов.

Gartner приводит в пример компанию Nike, платформы которой реализованы с помощью модульных и компонуемых технологий, предоставляемых через API. В самой компании считают, что платформа позволяет быстрее реагировать на изменения, повышать масштабируемость и снижать эксплуатационные расходы. Полицейская служба Норвегии также отказалась от устаревшего ПО и заменила его платформой для самообслуживания разработчиков. Это увеличило самостоятельность специалистов и позволило быстрее создавать новые продукты.

В российской IТ-отрасли внимание к платформам связано не только с рыночными возможностями, но и с геополитическими реалиями. Руководители IТ-компаний считают, что отечественные платформы смогут заместить целые стеки импортного ПО. В интервью онлайн-журналу «Бит» они изложили свой взгляд на то, как будет развиваться рынок.

По словам директора по стратегии и развитию технологий Axiom JDK компании «Беллсофт» Романа Карпова, зарубежные ИТ-гиганты создавали корпоративные решения, которые, как модули, собирались в единую платформу для решения бизнес-задач заказчика, начиная от операционной системы, баз данных и заканчивая бизнес-приложениями ERP, CRM, HRMS/HCM и др. После ухода западных интеграторов появилась свободная ниша, которую сейчас стремятся заполнить местные игроки. Правда, чтобы разрабатывать платформы было экономически выгодно, нужен соответствующий уровень спроса. Технический директор DIS Group Олег Гиацинтов полагает, что такой спрос могут обеспечить компании, работающие с большими объемами данных (банки, промышленные корпорации, ритейлеры, правительственные организации). По его мнению, сейчас востребованы российские решения в области информационной безопасности, платформы для автоматизации бизнес-процессов, электронного документооборота и т. д.

CEO платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Андрей Врацкий видит два пути для создания платформ. Первый – разрабатывать их с нуля по западному образцу. Второй – собирать из взаимно интегрированных продуктов, чтобы удовлетворить весь стек потребностей заказчика. В условиях ограниченных ресурсов, в частности кадровых, второй путь может быть более эффективным. Выиграют те компании, которые смогут оперативно реагировать на пожелания клиентов.

Среди перспективных российских платформ эксперты называют «Яндекс», «1С-Битрикс», VC, «1С: Предприятие», «Сбер», «Госуслуги» и ряд других. Так, в «Сбере» более 80% систем являются собственной разработкой: платформа «Навигатор» для визуализации данных и поддержки принятия управленческих решений, облачная платформа по автоматизации кадровых процессов «Пульс», набор программных продуктов технологической платформы Platform V и др.

Для некоторых игроков оптимальным выбором будет стратегия PaaS – Platform as a Service, т. е. платформа как услуга. В рамках этого сервиса клиент платит ежемесячную фиксированную сумму и получает доступ к готовым облачным решениям: инструментам для разработки ПО, операционным системам, базам данных, средствам аналитики и мониторинга, виртуальным рабочим станциям. По прогнозам, к 2030 г. рынок PaaS в мире достигнет $228 млрд при среднегодовых темпах роста 16,8%.

Автор –ведущий эксперт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, старший редактор проекта «Новое в менеджменте»