Как компании обеспечивают электроэнергией арктические проекты
Для промышленных объектов в Арктике и энергоснабжения населения северных регионов все чаще используется возобновляемая генерация
Северные регионы России, особенно Арктическая зона, сталкиваются с уникальными вызовами в энергетике. Суровый климат и удаленность от централизованных энергосетей делают актуальным использование альтернативных способов энергоснабжения, в том числе генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). При этом необходимо учитывать специфику региона и каждого проекта, в том числе географические, климатические и экономические условия.
Драйвер развития экономики
Арктика остается ключевым регионом для развития минерально-сырьевой базы России. В конце марта президент РФ Владимир Путин на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» отметил, что Россия продолжает масштабную геологоразведку в Арктической зоне, в том числе в рамках федерального проекта «Геология: возрождение легенды». При этом, по словам президента, необходимо создание в Арктике производств с глубокой переработкой сырья и высокой добавленной стоимостью в нефте- и газохимии, в сфере редкоземельных металлов и других отраслях.
Одной из ключевых тенденций последних лет стало смещение геолого-разведочных работ на восток страны, заявил на форуме руководитель Роснедр Олег Казанов. Он отметил, что такие проекты, как проект «Роснефти» «Восток Ойл», открывают для экономического развития новые территории, такие как север Красноярского края.
Ресурсная база проекта «Восток Ойл» оценивается в 7 млрд т нефти по российской классификации. В 2024 г. периметр проекта расширился с 52 до 60 лицензионных участков. Нефть месторождений проекта отличается премиальными характеристиками – сверхнизким содержанием серы (0,01–0,1%) и малой плотностью.
«Россия с ее энергетическим потенциалом и портфелем первоклассных проектов, таких как «Восток Ойл», может обеспечить долгосрочные потребности мира в доступных энергоресурсах и, безусловно, является спасительным ковчегом», – заявил в октябре 2023 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.
Принятая в 2020 г. стратегия развития Арктической зоны России до 2035 г. и план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г. (утвержден в 2022 г.) также предусматривают реализацию ряда других крупных проектов: строительство заводов по производству сжиженного природного газа «Новатэка» («Арктик СПГ – 1», «Арктик СПГ – 2», Обский ГХК), освоение Новопортовского месторождения «Газпром нефти» на Ямале и Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре, проекты «Норникеля», горнорудный проект горнодобывающей компании «Баимская» на Чукотке и др.
При этом для комплексного развития Арктической зоны также необходима реализация транспортных проектов, а именно развитие ледокольного флота и модернизация транспортной инфраструктуры – северных портов и Арктического полигона железных дорог, заявил Путин в ходе выступления на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога».
Энергия для промышленности
Ключевое направление для поддержки промышленных проектов в Арктике – развитие энергетической инфраструктуры. При этом в последние годы в макрорегионе активно реализуются проекты в сфере возобновляемой энергетики.
Например, в Мурманской области была построена крупнейшая за полярным кругом ветряная электростанция (ВЭС) – Кольская. Первый камень Кольской ВЭС заложили в сентябре 2019 г., а в мае 2023 г. все 57 ветроустановок вышли на проектную мощность, в результате мощность электростанции достигла 201 МВт.
За строительство Кольской ВЭС отвечала структура «Лукойла» – «ЭЛ5-энерго» (до 2022 г. – «Энел Россия», принадлежала итальянской Enel). Компания подписала с правительством Мурманской области соглашение в ноябре 2018 г. Позднее, в 2021 г., проект получил статус стратегического для региона инвестиционного проекта.
Кольская ВЭС вырабатывает 750 млн кВт ч электроэнергии, что, согласно схеме и программе развития электроэнергетических систем России, соответствует 5,8% запланированного потребления электроэнергии Мурманской областью в 2025 г. Такого количества электроэнергии хватит, чтобы обеспечить город с населением свыше 100 000 жителей.
Процесс строительства Кольской ВЭС сопровождался проведением обязательных мероприятий по восстановлению окружающей среды, обращает внимание доцент Института общественных наук РАНХиГС, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников.
Организация крупных нефтегазовых и горнорудных производств также невозможна без формирования надежного и экономически эффективного энергоснабжения. При этом при реализации крупных проектов в труднодоступных районах может быть актуально использование ВИЭ.
Например, «Роснефть» планирует использовать ветрогенерацию в проекте «Восток Ойл». По оценке «Роснефти», Красноярский край является уникальным местом с точки зрения перспектив ветрогенерации.
О возможности строительства ВЭС в Красноярском крае сообщала и компания «Русская платина». В марте 2022 г. заместитель гендиректора компании Марина Филиппова говорила, что мощность ветропарка «Русской платины» может составить 100–140 МВт.
Не только ВИЭ
Другое направление развития низкоуглеродной энергетики в Арктике – строительство атомной генерации малой мощности. Создание автономных АЭС малой мощности должно повысить инвестиционную привлекательность проектов в труднодоступных районах Севера и значительно ускорить разработку богатых арктических недр.
Например, развитие Баимского горно-обогатительного комбината (Баимский ГОК) в Чукотском автономном округе предполагает размещение в 2027–2031 гг. четырех плавучих энергоблоков с реакторными установками РИТМ-200С общей мощностью 424 МВт. Станцию планируется разместить в районе мыса Наглейнгын.
Регион Баимского ГОКа изолирован от других энергосистем. При этом ресурсный потенциал входящих в проект месторождений включает около 23 млн т меди, а также существенные запасы золота, молибдена и серебра. Самое разведанное и перспективное из них – Песчанка с балансовыми запасами 3,7 млн т меди и 234 т золота.
Сейчас самая северная АЭС в мире находится в порту Певек на Чукотке. Плавучая атомная теплоэлектростанция с двумя реакторами КЛТ-40С мощностью 70 МВт обеспечивает 50% отопления города.
«Норильский никель» совместно с «Росатомом» планирует реализовать проект, предусматривающий строительство в зоне вечной мерзлоты атомных станций малой мощности (АСММ). Их общая мощность может составить до 300 МВт, пояснил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. АСММ могут быть сооружены на базе новой реакторной установки РИТМ-400 мощностью от 80 до 90 МВт. Ее разрабатывает опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова для атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер».
Создание современной энергетической инфраструктуры в Арктике позволит снизить себестоимость производства электрической и тепловой энергии и обеспечит необходимую базу для развития энергоемких промышленных предприятий, уверен менеджер практики «Стратегия» компании «Рексофт консалтинг» Сергей Ермилов.
Сейчас значительная часть населенных пунктов, расположенных за Северным полярным кругом, снабжается электроэнергией от дизельных электростанций (ДЭС). Это делает их зависимыми от сезонного завоза дизельного топлива, что, в свою очередь, обусловливает высокую стоимость генерации. Например, в отдельных районах Чукотского АО себестоимость производства электроэнергии на ДЭС составляет более 100 руб./кВт ч, а в удаленных населенных пунктах Якутии превышает 1000 руб./кВт ч, отмечает эксперт.
Перспективы ВИЭ в Арктике
Каждый регион Арктической зоны России по-своему решает энергетические проблемы в зависимости от экономических возможностей, существующей потребности в электроэнергии и природно-климатических условий, отмечает Воротников.
Например, значительная часть Якутии, по словам эксперта, находится в зоне, куда большая энергетика никогда не дойдет. Поэтому в республике приняты решения по развитию распределенной энергетики: там сооружаются автоматизированные гибридные энергокомплексы (АГЭК). АГЭК строятся по энергосервисному договору между группой «Энэлт» и «Сахаэнерго» (входит в «Русгидро»). Уже введены в эксплуатацию 12 комплексов суммарной мощностью 13,7 МВт. Всего планируется построить порядка 80 АГЭК.
В то же время партнер компании «Яков и партнеры» Олег Шендерюк сомневается в полном переходе на ВИЭ в Арктической зоне. По его мнению, в зоне вечной мерзлоты нет условий для их масштабного внедрения: сложная логистика, экстремальный климат и высокая стоимость инфраструктуры делают такие проекты крайне дорогостоящими.
В ближайшие 10–20 лет энергетическая инфраструктура Арктики будет развиваться в рамках традиционных решений, считает Шендерюк. По его мнению, наиболее вероятным внедрение ВИЭ может быть в формате гибридных электростанций (дизтопливо и ВИЭ с использованием накопителей энергии).
Реалистичным направлением развития макрорегиона является газификация, добавляет эксперт. Например, в Мурманской области сочетание ТЭЦ на газе и угле с Кольской АЭС остается наиболее сбалансированным решением с точки зрения стабильности энергоснабжения и экономической целесообразности, говорит он.
Энергосбережение и транспорт
Повышение энергоэффективности – еще одно важное направление развития Арктической зоны России.
К примеру, в Архангельской области еще в 2015 г. был построен первый энергоэффективный многоквартирный жилой дом, говорит Воротников. Его построили за счет средств областного бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Для экономии энергии используются тепловые насосы, которые расположены рядом с домом, а на крыше установлены солнечные панели. Энергоэффективные дома появились также в Мурманской области. Первые такие здания построены в Мончегорске еще в 2012 г.
Реализация подобных проектов позволяет изучить возможность использования технологий энергосбережения в условиях Арктики, а также подготовить архитекторов, конструкторов, инженеров и рабочих, умеющих проектировать, строить и эксплуатировать такие дома, продолжает Воротников. Этот опыт впоследствии позволит строить в Арктике новые комфортные энергосберегающие здания нового поколения.
Для городов Арктики также актуально развитие общественного электротранспорта, в том числе троллейбусов и рельсовых автобусов, считает Воротников. По его словам, это позволит увеличить мобильность населения арктических регионов. Подобные проекты уже реализуются в Мурманской и Архангельской областях, указывает эксперт.