Статья опубликована в № 3171 от 22.08.2012 под заголовком: Вынужденное приземление

Минтранс и Росавиация ищут нового инвестора для «Домодедово»

У единственного частного оператора Московского авиаузла – «Домодедово» заметно осложнились перспективы развития: накануне создания единой аэропортовой госкомпании у государства к «Домодедово» есть серьезные имущественные претензии
Д.Новожилов / Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Росавиации нужно начать подготовку к конкурсу по выбору соинвестора для развития аэропорта «Домодедово», говорится в письме министра транспорта Максима Соколова руководителю Росавиации Александру Нерадько от 17 июля 2012 г. (копия есть у «Ведомостей»). Сотрудник Минтранса подтвердил, что письмо с такими исходными данными отправлялось в Росавиацию. Официальный представитель Росавиации сообщил только, что вопрос о государственно-частном партнерстве прорабатывается.

Новая взлетно-посадочная полоса нужна и «Шереметьево», и «Домодедово», но на две полосы в бюджете денег нет. Президент Владимир Путин, будучи еще в премьерской должности, выбрал «Шереметьево», а по «Домодедово» поручил Минтрансу и Росавиации проработать вопрос.

Вариантов было два. Первый – оставить «Домодедово» с одной полосой (существующая вторая полоса будет закрыта на реконструкцию). «Домодедово» возражало: недополученная выгода бюджетов всех уровней составит до $1 млрд, недообслуженными останутся к 2020 г. 35 млн пассажиров.

Второй, на котором настояло «Домодедово», – на расстоянии 1,8 км от первой построить новую полосу. «Домодедово» обещало подарить государству землю под новую полосу стоимостью 7,9 млрд руб., а также финансировать часть работ, вспоминает человек из Росавиации.

В ФЦП «Развитие гражданской авиации до 2015 г.» на домодедовский аэродром было предусмотрено около 15 млрд руб., а стоимость проекта, который уже прошел госэкспертизу, – 27 млрд руб. В феврале 2012 г. Росавиация заключила с «Домодедово» договор о соинвестировании (есть у «Ведомостей»).

16 апреля 2012 г. у первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание, Росавиации было дано указание утвердить проектно-сметную документацию по новой полосе и объявить конкурс на генподрядчика строительства. Примерно тогда же у Шувалова было несколько совещаний, после которых, по данным людей, близких к правительству и Минтрансу, строительство новой полосы увязывалось с продажей аэропорта (претенденты – А1 и «Сумма»). Но «Домодедово» заявило, что не продается. С тех пор Росавиация никак не объявит конкурс на генподрядчика (см. врез), а «Домодедово» обвиняет Росавиацию в затягивании процесса и жалуется Шувалову; аппарат правительства шлет в Росавиацию телеграммы с требованием начать хотя бы первый этап строительства, на который деньги есть.

Как следует из письма Соколова Нерадько, для поиска соинвестора новой полосы нужно объявлять конкурс. Человек из Росавиации сказал, что другой инвестор необходим, поскольку «Домодедово» отказывается гарантировать строительство новой полосы. Как выяснили «Ведомости», «Домодедово» и Росавиация друг друга недопоняли: аэропорт планировал потратить 14,5 млрд на частную собственность (электроподстанцию, светосигнальное оборудование для аэродрома).

А Росавиация – что «Домодедово» вложится в саму полосу и рулежные дорожки.

В проект государственно-частного партнерства по «Домодедово» будет включено помимо полосы строительство альтернативного топливозаправочного комплекса, следует из письма от 3 мая 2012 г. тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина тогдашнему премьеру Владимиру Путину (копия есть у «Ведомостей»). Совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев, следует из письма Соколова Нерадько, выражал готовность построить в «Домодедово» и новую полосу, и топливозаправочный комплекс. Близкий к нему человек говорит, что партнером готова выступить «Роснефть».

«Домодедово» ответило Соколову 30 июля 2012 г. (копия письма есть у «Ведомостей»), что доклад Росавиации о неисполнении аэропортом «Домодедово» обязательств по соинвестированию не соответствует действительности. «Домодедово» готово вложиться в полосу – но при наличии юридических оснований: полноценного закона, регулирующего государственно-частное партнерство, до сих пор нет.

Вдобавок ко всему этому Росимущество ведет переоценку аэродромного имущества, сообщил представитель «Домодедово». После тяжбы с Росимуществом «Домодедово» получило выгодный договор аренды, он может быть пересмотрен. Представитель Росимущества отказался комментировать это. Люди, близкие к «Домодедово», полагают, что ставка может увеличиться в разы. «Звучат даже суммы в 400 млн руб. вместо нынешних 95 млн руб.», – говорит один из них.

А в начале лета в «Домодедово» прошла прокурорская проверка – по жалобе замруководителя Росавиации Константина Махова. По его мнению, договор аренды «Домодедово» на 1158 га земли оформлен с нарушениями: без прекращения права бессрочного пользования ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово» участок был передан в аренду администрацией Домодедовского района. Проверка, следует из акта от 25 июля, имеющегося у «Ведомостей», нарушений не выявила. Представитель Росавиации отказался это комментировать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать