Читайте также
Певец Сергей Жуков и участники группы IOWA — о подводных камнях семейного бизнеса
Обед за миллион. Кто и зачем выкупает встречи с бизнесменами на аукционе
Найти призвание или прожить не свою жизнь. Почему деньги мотивируют исполнителей, но не лидеров

Дедлайн успеха: почему никогда не поздно начать бизнес

Как предприниматели рушат стереотипы о зрелом старте
Евгений Разумный / Ведомости

Группа американских ученых Массачусетского технологического института и Национального бюро экономических исследований Age and High-Growth Entrepreneurship в 2018 г. провели исследование, чтобы выявить связь между возрастом предпринимателей и успешностью их компаний. Были проанализированы конфиденциальные данные Бюро переписи населения США и собрана информация более чем о 2,7 млн человек, которые начали вести бизнес c 2007 по 2014 г. Как оказалось, средний возраст предпринимателя на момент создания компании составлял 41,9 года.

Большая часть таких фирм относится к малому бизнесу. В список наиболее успешных в первую очередь попали высокотехнологичные стартапы, а также компании, привлекающие венчурное финансирование, обладающие патентами и с большой долей специалистов в области точных наук. Средний возраст 1700 бизнесменов на момент основания фирм, впоследствии достигших самых высоких темпов роста (0,1% всех компаний), составил 45 лет.

Сила возраста

По данным Global Entrepreneurship Monitor, усредненный портрет современного российского предпринимателя – мужчина 39 лет. Средний возраст стартапера, согласно результатам ежегодного исследования «Стартап барометр – 2021», 36 лет. Всего было опрошено более 630 основателей стартапов в России. В основном это люди с высшим образованием. И лишь 3% запустили свой проект, будучи студентами.

Именно 36 лет – средний возраст слушателя в «Стартап академии» МШУ «Сколково», сообщила исполнительный продюсер образовательной программы Дарья Люлькович. В «Академии» учатся и предприниматели, и наемные сотрудники компаний.

Последние приходят с целью создать свое дело. Наемных сотрудников можно разделить на три группы. Первая – диджитал-менеджеры, обычно 30–35-летние, работают в компаниях, где необходимы IT-компетенции. Вторая – менеджеры в сфере классических бизнесов, например девелопменте, FMCG, ресторанном бизнесе, их возраст 40–45 лет. Третья – стартаперы 25–33 лет, параллельно работающие по найму и создающие свои фирмы либо уже уволившиеся и живущие на накопления. 

fleepik.com

По словам Люлькович, 80% слушателей «Академии» рассматривают создание венчурного бизнеса. В основном в таких отраслях, как Edtech, Ecommerce, Fintech, Foodtech. У каждой возрастной категории свои преимущества. Молодые бизнесмены не только получают драйв от всего нового, но и лучше понимают возможности современных технологий, прежде всего информационных. Люди постарше обладают жизненным опытом, капиталом, полезными контактами и связями, деловой и личной репутацией в определенных кругах, отмечает Александр Чепруков, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ.

«Не случайно высокотехнологичные стартапы чаще создают молодые, а в области консалтинга, сервиса, торговли выстреливают представители среднего и старшего возраста, – уточняет Чепруков. – В бизнесах, где очень важную роль играет получение согласований, разрешений, нахождение партнеров в рамках технологической цепочки, выстраивание коалиций, ведение переговоров, первичны как раз жизненный опыт и зрелость суждений».

По мнению Люлькович, начать свое дело можно в любом возрасте, но важное значение имеет опыт. «Зачастую необходимо поработать наемным сотрудником, чтобы понять специфику вещей, важных при запуске бизнеса, – поясняет она. – Самыми эффективными предприятиями управляют люди с жизненным и карьерным опытом. Чем раньше начинаешь свое дело, тем меньше за плечами регалий и обратной связи». 

От хорошего к лучшему

Наталья Хацела 15 лет проработала руководителем налоговых подразделений в компаниях «Мечел», «Русал» и «Мосэнерго». После сорока она поняла, что достигла потолка в своей профессии, и решила уволиться. «Близкие говорили: «Ты с ума сошла? Большинство мечтает оказаться на твоем месте». Я уходила в никуда, у меня не было готового плана. Но я точно знала – буду организовывать свое дело», – вспоминает Хацела. Сначала она открыла кофейню в «Технополисе», которую вскоре продала, поняв, что бизнес такого уровня ей не интересен: «Мне хотелось чего-то интеллектуального, а этот бизнес не позволял такого».

Наталья обращалась к консультантам по развитию карьеры и психологам. Один из специалистов порекомендовал ей задуматься о том, чем она занимается в свободное время и что ей приносит удовольствие. «Мне всегда было интересно искусство. Психолог сказала: ну вот же оно! Я тогда и представить не могла, как из искусства можно сделать бизнес. Но мысль запала», – рассказывает Наталья. 

В тот же период на глаза попалась реклама курсов по арт-менеджменту. Наталья прошла обучение. «На курсах я погрузилась в другую реальность. Появилась уверенность, что мои компетенции в сфере менеджмента будут востребованы в сфере культуры, – объясняет она. – Скрестив свой трудовой опыт и свои интересы – любовь к искусству, решила создавать галерею по продаже картин для украшения домашнего интерьера». Так появилась онлайн-галерея современного искусства Smart. 

Antoni Shkraba / Pexels

Наталья решила соединить искусство с интерьером, что в среде профессиональных галеристов считается дурным тоном. Однако было очевидно, что популяризацию современного искусства можно и нужно продвигать именно через интерьер. Ей стало интересно помогать людям подбирать картины: важно учесть не только интерьер, но и эмоциональные и характерные особенности человека. «Это интеллектуальное искусство для дома, а не для коллекционеров», – объясняет Наталья. Стартовые инвестиции составили около 350 000 руб. (на создание сайта) и примерно 7000 руб. (на аренду помещения для хранения картин). Все финансовые вопросы удалось закрыть благодаря накоплениям и средствам от продажи кофейни. Однако не все шло гладко. На первых порах приходилось все делать самой. Были сложности с формированием пула художников, готовых постоянно сотрудничать с галереей. Предприниматель решила привлекать молодых специалистов, не избалованных вниманием, – они более сговорчивы. «Искала таких через интернет. Художники не особо доверяли вновь созданной галерее и не хотели отдавать свои картины на хранение. Мне же хотелось создать такой сервис, чтобы можно было в любой момент привезти картины заказчику на примерку. Выручило юридическое образование: предлагала художникам заключать договор, фиксирующий все передвижения картин», – говорит Хацела.

Через пару месяцев после открытия галереи Наталья нашла искусствоведа-куратора, который взял на себя обязанности по подбору художников и картин. В первый год работы не было ни одной продажи. «Но бросать начатое не хотелось», – вспоминает Хацела. Вложения в бизнес полностью окупились примерно через 2–2,5 года. «Я решила сотрудничать с дизайнерами интерьеров. Им нужны картины для того, чтобы сфотографировать объект для портфолио или публикации в журнале после завершения работ. Мы договорились: я предоставляю картины, а взамен получаю красивые фото в интерьере и упоминания в журналах», – продолжает Хацела, которая два года бесплатно сама привозила дизайнерам картины.

Онлайн-галерея современного искусства Smart работает чуть больше пяти лет, создана команда профессионалов, которые отбирают картины, занимаются рекламой, маркетингом и продажами, пул из 45 художников. По словам Натальи, проект приносит прибыль и она намерена сделать галерею лучшей в Центральном регионе. 

Одно увольнение

Александр Ендовин, владелец бельгийской брассери «0.33» в Москве, начал бизнес в 47 лет. О создании своего дела он не задумывался, пока его не попросили уйти с должности топ-менеджера рекламного агентства Optimum Media OMD Group. «После увольнения поехал в Англию, думая, что там смогу проявить себя в диджитал. Но поскольку Англия опережает Россию по развитию диджитала года на три, там мои знания не пригодились. Вернувшись домой, я уже не хотел работать по найму и решил создавать что-то свое», – рассказывает он. 

Идею для бизнеса подсказала подруга, напомнив будущему предпринимателю о его любви к гастрономии. Вскоре друзья познакомили его с будущей партнершей, которая предложила совместно открыть бар. 

В 2014 г. одним из самых быстрорастущих был сегмент бельгийского пива. Партнеры решили идти в этом направлении. После увольнения Ендовину выплатили «золотой парашют», который он использовал в качестве инвестиций в новый проект. Первоначальный объем составил порядка $200 000. Сразу же начались сложности: поиск подходящего помещения длился полтора года, ремонт занял еще четыре месяца. «Не спишь, работаешь по 12 часов в день. Денег было мало, многое приходилось делать самому, – вспоминает Ендовин. – Бар открылся в ноябре 2014 г., когда курс доллара подскочил до 100 руб. Спрос на рестораны упал». 

fleepik.com

В первый день работы брассери пришел всего лишь один гость. Сначала Ендовин задавался вопросом, зачем ввязался во все это. Потом дело наладилось. Проблемы бывают и сейчас – например, в пандемию каждый день приходится жить как на вулкане. «Не понятно, введут ли новые ограничения, не снизится ли платежеспособность потенциальных посетителей, не начнутся ли сложности с импортом пива», – говорит предприниматель. 

Однако он благодарен судьбе за увольнение, которое позволило заняться тем, что ему действительно нравится. «Проект успешен, я кормлю семью, ни в чем себе не отказываю. Мы пережили тяжелые времена – пандемию. Думаю, что начать свое дело никогда не поздно. Если хочется и нравится, надо делать», – подытожил Ендовин.

Жажда роста

Дмитрий Васильков до того, как заняться бизнесом, работал инженером по качеству, экспертом по сертификации, преподавал в институте. В 38-летнем возрасте он решил нарушить привычный уклад жизни.

«Я понимал, что у меня нет возможности развиваться в той компании, в которой работал. Считал, что недостаточно зарабатывал и могу больше. В тот момент я закончил обучение в бизнес-школе. Пока учился, пришел к мысли, что надо открывать свое дело», – рассказывает Васильков.

На одном из бизнес-мероприятий он познакомился с будущими партнерами, с которыми в 2011 г. открыл ООО «Регистр систем менеджмента» (РСМ).

«Уйти из найма – серьезный финансовый риск. Был страх за семью, детей, ведь я практически единственный кормилец. Но партнеры предложили финансовую подушку», – вспоминает Васильков. Партнеры скинулись на аренду офиса, регистрацию фирмы, оплату интернета и телефона – уложились в 100 000 руб.

Через пару лет Васильков ушел из РСМ и вместе с другим партнером открыл компанию «Тетрасерт», которая занимается сертификацией систем менеджмента: «Мы создали почти такой же бизнес, что и в первой компании. Я тащил на себе профессиональную часть, а партнер был отличным продавцом».

Васильков признался, что большую часть необходимых навыков он получил, работая по найму. Самым сложным испытанием было научиться продавать свои услуги. «Продавец из меня был никудышный. Сейчас тоже не лучший. В первом бизнесе я не понимал, зачем это продавать, я ведь и так весь такой хороший и умный, все знаю, профи, таких специалистов еще надо поискать. В РСМ все же научился продажам, что помогло в «Тетрасерте». Я не задавал лишних вопросов, а просто делал», – объясняет Васильков. 

Предприниматель ни разу не пожалел об уходе из найма. «Мне очень нравится ощущение, что ты сам себе хозяин, все зависит от тебя. Я сделал вывод: человек с мозгами может создать что-то, но это нужно уметь продавать. Но если не умеешь продавать – ничего не получится», – говорит он.

Самое популярное
Культурный город
Главные выставки осени: сюрпризы от классиков и скульптуры, которые нужно обнимать
Сухопутный Айвазовский, «летающие» черепахи и несбывшиеся архитектурные проекты лидера советского авангарда
Другие города
Выбор поколения. Как старшеклассников готовят к работе в IT
Программист, веб-дизайнер, 3D-модельер и разработчик видеоигр – самые популярные специальности среди школьников
Свободное время
Куда пойти в выходные 1-2 октября
Премьера Богомолова, тотальные инсталляции и самые острые китайские блюда
Культурный город
Отдать квартиру за автограф Пушкина: за какими редкими книгами охотятся москвичи
В Москве можно исполнить практически любой каприз коллекционера — вопрос в цене, говорят букинисты
Свободное время
Комод Марии-Антуанетты и шоколад по дореволюционному рецепту. Что посмотреть в усадьбах Москвы
Усадьбы Московского региона подготовили осенние культурные программы
Наш город
Национальный футбольный центр появится в Москве
Он станет главной тренировочной площадкой для российских сборных
Горожане
Василиса, Ладомир и Есения: какие имена дают детям в Москве
Москвичи стали чаще называть детей редкими именами
Наш город / Галерея
Что показывают на ARTLIFE Fest в Москве
На фестивале современного искусства ARTLIFE-2022 представлены 260 работ художников из разных стран
Свободное время
Новый театральный сезон: сказка для взрослых, антиутопия Данилова и трагикомедия Пелевина
От классики XIX в. до современных бестселлеров
Свободное время
Почему лето перестало быть концом дачного сезона: новые гаджеты и ландшафтные тренды
Сейчас на дачу едут не пахать, а отдыхать. Эксперты рассказали о самых популярных запросах москвичей при обустройстве загородного дома и сада
Наш город
Где найти люксовую одежду после ухода зарубежных брендов
Одним из новых трендов становится звездный секонд-хенд
Свободное время
Куда пойти в выходные 24-25 сентября
Неизвестная опера Верди, фестиваль хорроров со всего мира и разбитое сердце на десерт
Наш город
Столичные кинотеатры получат новую финансовую поддержку
На субсидии претендуют и небольшие районные кинозалы
Наш город
Какие изменения происходят на рынке недвижимости
Количество сделок по покупке квартир в августе 2022 г. увеличилось на 44% в целом по РФ
Умный город
Семейные саги и оборотни в погонах: 5 новых книг для дождливых вечеров
Романы взросления с черным юмором, приключения пьяного полицейского и сборник Сорокина о женщинах