Экономический царь Китая
Большую часть работы по подготовке тех российско-китайских экономических соглашений, которые будут подписаны сегодня, с китайской стороны провел премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи, "экономический царь Китая". Сумма субъективных и объективных обстоятельств вывела на главную китайскую авансцену человека, который долгие годы пребывал за пределами стандартной политической карьеры.
По впечатлениям, которые сложились о Чжу Жунцзи у его российских собеседников, он является как раз тем человеком, который способен с китайской стороны, четко и конкретно сформулировав задачи, двинуть вперед крупномасштабное экономическое сотрудничество между нашими странами. Но с единственной оговоркой: по тем направлениям и в тех формах, которые отвечают интересам китайской стороны. В этом смысле Чжу, как и большинство его коллег, патриот и прагматик до мозга костей.
Дэн Сяопина, дважды выпадавшего из обоймы в годы культурной революции общим сроком на 10 лет, по крайней мере из партии не исключали. Чжу же оказался "вне рядов" на целых два десятилетия. Причем случилось это на самом взлете его профессиональной карьеры, когда в 1958 г. 29-летний интеллектуал-технократ с блестящим университетским образованием, занимавший не по годам ответственный пост в Госплане КНР, был причислен к "правым оппортунистам" и отправлен на "трудовое перевоспитание" в деревню. И все за то, что прослыл в кругу коллег слишком умным, позволив себе критически отозваться о политике "большого скачка".
За годы опалы Чжу, занимаясь после деревенской ссылки преподавательским и инженерным трудом, набрал столь солидный потенциал профессиональных знаний, что не замечать его к моменту полной реабилитации в 1978 г. стало уже невозможно. Его сначала поставили во главе академического НИИ, а спустя год перевели в Государственную экономическую комиссию Госсовета КНР, которую он через четыре года и возглавил.
Деятельность Чжу во главе этого влиятельного органа произвела сильное впечатление на Дэна. Тот дал ему очень лестную и нестандартную по китайским меркам оценку, выделив такие качества своего нового протеже, как самостоятельность суждений и способность отстаивать собственную точку зрения, опираясь на глубокие экономические знания.
Работая - с подачи Дэна - в 1987 - 1991 гг. на посту мэра крупнейшего промышленного центра страны - Шанхая, - Чжу раскрылся как прагматичный хозяйственник и политический руководитель. В экономике сумел качественно улучшить городскую инфраструктуру, привлечь огромные инвестиции, в том числе зарубежные, в строительство самой мощной в стране специальной экономической зоны Пудун, в политике вел последовательную конкретную борьбу с коррупцией и бюрократизмом (в частности, ввел в делопроизводство знаменитое "правило одного окна" - "Ведомости" от 10. 07. 2000 стр. А4). Чжу заслужил себе авторитет тем, что сумел предотвратить в Шанхае повторение пекинского сценария кровавой развязки бурных событий июня 1989 г.
С первых месяцев своего премьерства Чжу Жунцзи пришлось действовать уже не как "пожарному", выводящему устаревшую систему из перегрева, ограничивая радиус действий рамками самой этой системы, но как деятелю, начинающему ее последовательную перестройку, если не демонтаж.
Проведенная кардинальная реорганизация правительства при сокращении числа министерств с 40 до 29 (с заменой большинства их руководителей) при практической ликвидации отраслевых ведомств - это лишь верхушка того номенклатурного айсберга, который начал разрезать Чжу Жунцзи.
Разрезать так, что лишь половина из прежней армии чиновничества к концу 2000 г. будет кормиться напрямую из госказны.
Кормежка эта очень накладна для китайского государства: за годы реформ темпы роста расходов на госаппарат превышали таковые по всем статьям госбюджета. В итоге к 1998 г. на содержание разбухшего аппарата стало уходить 42% (!) (или $24 млрд) всей расходной части госбюджета. Если учесть, что из оставшихся 58% больше половины приходилось на оборонные нужды, службы правопорядка и прочие статьи содержания государственной машины, то становится понятным, почему на протяжении многих лет в Китае не повышалась или даже падала в процентном отношении доля ассигнований на развитие сельского хозяйства и ирригации, науки, образования, здравоохранения и культуры, новых технологий, на мероприятия по защите деградировавшей окружающей среды.
Заняв премьерский пост, Чжу прямо заявил о том, что существующая армия чиновников проела деньги, необходимые для приоритетных нужд национального развития. Третий год правительство Чжу Жунцзи осуществляет коренную реформу банковско-финансовой системы (которая, как официально признано, давно не отвечала потребностям национального развития), перестраивает порядок финансирования государственных проектов и программ, системы госзакупок и реализации зерна, здравоохранения, вносит существенные коррективы в начатую налоговую реформу.
Наконец - и это, пожалуй, самое сложное - китайский премьер пытается проводить коренные преобразования в госсекторе экономики, что предусматривает разгосударствление подавляющего большинства мелких и средних предприятий при сохранении государственного управления и контроля (при частичном их акционировании) над 500 крупнейшими предприятиями страны.
Китайская пословица гласит: "Каждый гражданин ответствен за подъем или гибель своей страны".
Стратегической целью правительства Чжу Жунцзи на среднесрочную перспективу по-прежнему остается "коренная трансформация модели экономического роста через реформу экономической структуры". За этим стоит явно усилившееся и ставшее в последнее время, видимо, консенсусным осознание высшим руководством Китая исчерпанности и даже возрастающей опасности дальнейшего эксплуатирования азиатской модели экстенсивного развития.
Это вовсе не означает, что Китай вместо представлявшейся раньше весьма оптимальной южнокорейской модели начнет вдруг внедрять американскую или импонирующую некоторым пекинским экспертам германскую модель. Слишком уж разительны национальные различия. Все здесь, как и раньше, будет "по-китайски", т. е. адаптироваться к местным реалиям, встраиваться в существующее здание новыми взамен отслуживших - блоками и даже несущими конструкциями, но в целом на прежнем, хотя и укрепленном, фундаменте.