Михаил Фишман: Требуется ротация власти

Дмитрий Медведев говорит о модернизации. Видимо, речь опять идет о борьбе с коррупцией, о политической либерализации, об установлении правил игры для бизнеса и т. д. И чем громче он говорит, тем яснее, что ничего этого не будет. Так студент на экзамене, получив обратно зачетку с двойкой, входит в раж, доказывая, что он долго и упорно учил предмет.

Владимир Путин объяснил: он посмотрит, как работают уже введенные новшества, подумает, отменять их или нет. Модернизацию он видит не как вызов или необходимость, а как красивую вещицу, приспособление, положенное президенту по должности. Что-то вроде большого мерцающего айпада. Возможно, его пора прятать в шкаф. С такой поддержкой от Путина шаткий нынешний статус-кво – максимум того, на что можно рассчитывать.

Надо признать: Путин прав. И новое правительство, большое или узкое, будет абсолютно беспомощным. Медведевские модернизация, гуманизация, инновации и проч. были в первую очередь метафорой, за которой стоял единственный смысл – движение вперед, обусловленное сменой лидерства. Потому что интуитивно всем было ясно еще на старте, что иначе нельзя сдвинуться с места.

Дело не в личных качествах Путина или Медведева – просто кто-то должен сменить их. Пусть новый лидер будет членом прежней команды. Пусть демократические институты атрофированы, а сменяемость власти как общественный механизм не действует: ни конкуренции, ни выборов. Никого не надо убеждать и ни перед кем не надо отчитываться. Но даже сменяемость без сменяемости приносит съедобные плоды – порождает активность и атмосферу возможностей.

Глобальный пример такой модернизации – развивающийся Китай, где лидер вручную сменяется каждые 10 лет. Но есть пример более близкий и понятный – Москва, где новый мэр только что отчитался об успехах первого года работы. Они есть: заменена команда, остановлена застройка центра, приведены в приличный вид дворы, вокзалы, парк Горького и т. д. Хотя бы это: в разы вырос заработок города от размещения рекламы на принадлежащих городу площадях.

Да, мэр Москвы не подотчетен горожанам. Его основная цель – продемонстрировать свои менеджерские навыки конкретному начальнику, а завоевание доверия у населения входит в эту программу. Да, проекты, реализуемые без обратной связи, очень рискованны – взять ту же борьбу с пробками, которая пока что грозит коллапсом столичному трафику. Да, новый мэр богат специально выделенными под него ресурсами.

Но факт остается фактом: жизнь города сдвинулась с мертвой точки. Можно ли было ждать от Юрия Лужкова, что на 18-м году своего правления он сделает что-нибудь из того, что делает сегодня Сергей Собянин? Можно ли представить себе, что через 12 лет будет и сам Собянин столь же активен? Ясно же, что он и его команда просто перестанут видеть проблемы города.

Любое помещение лучше проветривать регулярно – и необходимо хоть иногда. Если вообще никогда не проветривать, а вместо этого заколотить окна, в нем не выживет и настольный кактус. Даже если обещать ему учесть его интересы в запланированной инновационной обработке домашней пыли.