От редакции: Разное высшее образование

Реформы отечественного образования углубили дифференциацию среди высших учебных заведений. Прогресс в академической и исследовательской сферах ведущих университетов и академий шел одновременно с деградацией большой части государственных и коммерческих вузов. Изменения в отечественной высшей школе проанализировали Евгений Князев и Наталья Дрантусова из Высшей школы экономики в статье «Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании». Присоединение России к Болонской системе в 2003 г. и переход на многоуровневую организацию высшего образования привели к противоречивым последствиям. Бенефициарами новой системы стали ведущие вузы (около 30), получившие статус научно-исследовательских университетов и иные привилегии.

Они получали госфинансирование в приоритетном порядке, смогли привлечь лучших преподавателей, закупить оборудование для исследований и отбирать мотивированных студентов. Рост расходов на науку и образование положительно отразился еще на 60-70 российских университетах, сумевших найти свою нишу в подготовке кадров для современной экономики. Система оценки вузов, где ключевыми показателями стали оснащение лабораторий, научные достижения преподавателей и студентов и финансовые результаты, поставила в сложную ситуацию десятки провинциальных вузов. Из-за невысоких оценок лишь немногие получили право на подготовку магистров и возможность улучшить свое финансовое положение за счет платного приема. Государство, укрепляя сильных, забыло о слабых.

Одни присоединились к флагманским университетам, другие, став «фабриками бакалавров» с ограниченными компетенциями, пытались компенсировать потери, расширяя теневые образовательные услуги. Елена Денисова-Шмидт в статье «Оправдание академической коррупции в российских университетах» писала: большинство опрошенных студентов хабаровских вузов признавали факты дачи взяток преподавателям, но не считали их постыдными. Росло и число научных советов для защиты фальшивых диссертаций, дискредитировавших репутацию ученой степени и высшей школы. Выделение лидирующих вузов не устранило системных причин коррупции в высшей школе.