Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации уделяет значительное внимание изучению вопросов финансового регулирования демографических процессов и, в том числе, применения инструментов воздействия на рождаемость и поддержку семей, имеющих детей. Исследования, проведенные доцентом Кафедры общественных финансов Финансового факультета Рябовой Ириной, показали, что коэффициент фертильности для простого воспроизводства населения должен быть 2,1, но в Российской Федерации он к моменту распада Советского Союза уже был менее 1,8. Тенденция к снижению показателя, связанная с трансформацией государства, нестабильной политической и экономической ситуацией, привела к наращению темпа снижения коэффициента фертильности. По данным Всемирного Банка в 1992-1993гг. сокращение его было на 10% ежегодно. В 2005г. коэффициент составлял чуть менее 1,3, что потребовало определения мер стимулирования рождаемости, которые могли бы быть результативными в подобной ситуации. Одной из наиболее масштабных и популярных по настоящий момент инструментов поддержки семей, в которых есть дети, и мерой стимулирования рождаемости стало введение материнского капитала.
Материнский (семейный) капитал как мера поддержки семей, имеющих детей, появился в Российской Федерации с начала 2007 года и предназначался для стимулирования рождения второго и последующих детей (для тех, у кого уже на январь 2007 года был в семье второй или более ребенок, данная мера получала распространение на последующего). Материнский (семейный) капитал был введен на основе результатов Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 году и установившей значительное снижение рождаемости: семей с детьми моложе 7 лет с одним ребенком было 85,7% семей, с двумя детьми – 13%, с тремя и более детьми – всего 1,3%. Среди стран СНГ Российская Федерация на тот момент была среди антилидеров по рождаемости. При такой статистической картине введение меры стимулирования рождения именно второго и последующих детей являлось достаточно оправданным. По данным Всемирного Банка подтверждается и позитивная тенденция в части коэффициента фертильности в Российской Федерации: начиная с 2007г. он начал увеличиваться. Прирост в первые годы введения материнского (семейного капитала) коэффициента фертильности впечатлял: 8 и 6%, затем темп замедлился.
Изначально материнский (семейный) капитал предоставлялся при рождении второго ребёнка и составлял 250 тыс. руб. По данным Социального фонда России с течением времени материнский (семейный) капитал индексировался (индексация привязывалась в планируемому уровню инфляции), но кардинальному пересмотру не подвергался.
До 2019 года материнский (семейный) капитал предоставлялся на второго ребенка. В 2020 году в области предоставления материнского (семейного) капитала произошли важные изменения: его стали предоставлять при рождении уже первого ребенка. При этом, если первый ребенок рождался с момента действия данной меры (то есть в 2020 году и позже), то капитал назначался на первого ребенка, если затем рождался второй, то на него доплачивался «остаток» материнского капитала (капитал на второго ребенка минус уже полученный капитал на первого ребенка). Достаточно важным стало принятие решения об индексации материнского (семейного) капитала с привязкой к фактической инфляции, которая впервые была проведена в 2022 году.
Мерой поддержки рождаемости, по официальным данным Социального фонда России, с момента начала действия программы и по итогам 2024г. воспользовались 13,8 млн семей. В первом квартале 2025г. ей уже воспользовались еще 600 тыс. семей, что подтверждает востребованность данного финансового инструмента.
Самым востребованным направлением использования материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий, сумма перечислений по данному направлению за время действия программы составила 394,1 млрд руб.
Второй по популярности является возможность получать ежемесячные выплаты на ребенка до трех лет, которой могут воспользоваться семьи с невысокими доходами. Сумма перечислений по данному направлению – 36,7 млрд руб., что более чем в 10 раз меньше по сравнению с использованием на улучшение жилищных условий Следующее по значимости направление использования средств материнского (семейного) капитала – оплата образовательных услуг – 23,7 млрд руб.
Помимо материнского (семейного) капитала, выплачиваемого за счет средств федерального бюджета, во многих субъектах Российской Федерации в дополнение к федеральной действуют региональные меры поддержки. Введение дополнительных мер поддержки зависит как от демографической ситуации в том или ином регионе, так и от возможностей финансирования. Региональный материнский (семейный) капитал также является целевым, но его сумма может значительно варьироваться, а также отличается перечень направлений использования. Так, в Республике Саха (Якутия) можно использовать средства материнского (семейного) капитала на приобретение снегохода или лодки, а в Республике Марий Эл – одежды или продуктов питания, соответственно здесь можно констатировать самый «лояльный» подход к регламентированию направлений использования средств регионального материнского капитала.
Достаточно интересной является программа Дальневосточного федерального округа – 1 миллион на третьего ребенка. Это пилотный проект, который начал действовать в Приморском крае и в тех регионах, где уровень рождаемости третьего и последующих детей ниже среднего по округу в 2023 году, – в Чукотском автономной округе, Камчатском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области. Данная выплата уже дала свои результаты, позволив увеличить рождаемость третьего ребенка по итогам 2023 года на 1,5%, а также повысить уровень рождаемости таким образом, что он стал выше среднероссийского (по данным информационного агентства АСТВ.РУ).
Материнский (семейный) капитал, который применяется в Российской Федерации наряду с другими мерами стимулирования рождаемости и поддержки семей, имеющих детей, должен позволить достичь коэффициента фертильности, показывающего количество детей, приходящихся на одну женщину, в размере 2,1, что обеспечит естественное воспроизводство населения.
Рябова И.С., к.э.н.,
доцент Кафедры общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации