Медиафеномен года: «Ф-1», Брэд Питт и Apple сняли самый успешный фильм про спорт
Картина F1 собрала в мировом прокате $631 млнF1 американского режиссера Джозефа Косински – главный кинохит лета 2025 г. Фильм продолжил популярный в последние годы тренд на спортивные драмы про автогонки – «Гонка» 2013-го, «Форд против Феррари» 2019-го, «Гран Туризмо» и «Феррари» 2023-го, но затмил всех F1. Причин кассового успеха – несколько. И удачный кастинг во главе с Питтом, и захватывающе реалистичное воспроизведение на экране динамики и быта гонок, что было бы невозможно без участия в создании фильма организаторов самой серии.
Натурные съемки
В основе сценария – история Сонни Хейса (Питт), бывшего пилота «Формулы-1», который много лет назад завершил карьеру в серии. Но его зовут обратно – в вымышленную команду APXGP, чтобы стать напарником молодого таланта Джошуа Пирса (Дэмсон Идрис). Задача Хейса – спасти команду (ее владельца играет Хавьер Бардем) от закрытия и возродить интригу в чемпионате. Сюжет фильма настолько прост и местами даже банален (хотя во многом основан на реальных событиях), что уже к середине зритель скорее всего предскажет финал. Но технические исполнение превратило классическую спортивную драму в зрелищный аттракцион.
Специально для съемок инженеры Mercedes создали болид. Это не макет, а полноценная машина на базе шасси уровня «Формулы-2», переделанная под нужды кино. Ее аэродинамику подкорректировали, чтобы выдерживать вес камер. Также перестроили электронику – так каскадеры смогли безопасно имитировать в кадре высокие скорости. Главное новшество – миниатюрные IMAX-камеры, встроенные в болид. Их установили в нос, понтоны и над кокпитом рядом со шлемом пилота. Они должны были выдерживать вибрации на скорости до 280 км/ч и при этом выдавать изображение высокого качества. Так на большом экране впервые передали гонку от лица пилота практически «живьем», то есть без использования большого количества компьютерных спецэффектов. Съемки на зеленом фоне (чтобы потом удобнее было интегрировать сцены в компьютерную графику) свели к минимуму: такой формат работы использовали только для корректировки логотипов, при съемке самых опасных моментов заездов и реконструкции аварий.
Съемки проходили во время гоночных уик-эндов серии на знаменитых трассах в Сильверстоуне, Спа, Лас-Вегасе и других локациях. Команде фильма выделили собственный гараж на пит-лейне, а киношный болид выезжал на трассу между официальными сессиями. Это позволило создать очень реалистичную картинку, иногда больше напоминающую спортивную трансляцию, а не художественный фильм. Поработали и со звуком – в кино звучал тот самый фирменный гул двигателей «Формулы-1».
Совместный проект
Идея большого художественного фильма о «Формуле-1» родилась в Голливуде еще в 2020-м, когда на Netflix дебютировал документальный сериал «Драйв выживания» (Formula 1: Drive to Survive). Его снимали при участии организаторов гоночной серии, и проект стал хитом в США. После выхода каждого сезона американский канал ESPN фиксировал рост средней аудитории Гран-при до 40%.
Инициатива снять художественное кино исходила от продюсеров Джерри Брукхаймера и Брэда Питта. «Я пытался снять фильм о гонках 20 лет, – вспоминал позже Питт в интервью пресс-службе «Формулы-1». – Искал сюжеты про мотоциклы, автомобили и прочие дисциплины, но по какой-то причине ничего не получалось. А тут мы получили огромный отклик – люди очень заинтересовались «F1». К концу 2021 г. у создателей уже был черновик сценария и предварительная договоренность с режиссером. Джозеф Косински, снимавший тогда боевик «Топ Ган: Маверик» (вышел в мае 2022-го, собрал в прокате $1,5 млрд), согласился включиться в проект.
Одновременно за права на фильм боролись крупные студии – Paramount, MGM, Sony, Disney и Universal, а также стриминги Netflix, Amazon и Apple. В итоге лучшие условия предложила именно Apple, а через несколько недель в переговоры включилась и компания Liberty Media, владеющая правами на серию. Весной 2022 г. она присоединилась к проекту. К тому моменту Косински уже нанял звездного консультанта – семикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона, но с появлением организаторов соревнований съемки вышли на новый уровень. Благодаря Liberty Media режиссеру и продюсерам удалось внедрить все те технические новшества, которые сделали фильм более реалистичным. «Продюсеры с удовольствием выслушали мои замечания по мелким деталям, – рассказывал Хэмилтон в интервью пресс-службе «Формулы-1». – Например, о звуках, которые издает автомобиль, находясь в определенной точке трассы, или о том, как может произойти авария. Именно этого Джо Косински и Джерри Брукхаймер хотели с самого начала – создать самый аутентичный фильм о гонках в истории».
Эффект «Формулы»
С появлением Liberty Media бюджет фильма увеличился – с изначальных $130 млн до $200 млн, а с учетом расходов на маркетинг – до $300 млн. Рост связан в том числе с необходимостью привязывать съемки к календарю реальных Гран-при. Зато уже в первый уик-энд «Формула-1» собрала по миру $144 млн. Это больше, чем «Гонка» за все недели проката ($90 млн). Общие сборы составили около $631 млн. Лучшие показатели – в кинотеатрах США – $189 млн. Даже для Брэда Питта это рекорд: F1 – самый кассовый фильм в его актерской карьере.
Картину называют и наиболее финансовой успешной в жанре спортивных драм, но только если не учитывать инфляцию. «Рокки» 1976 г. со Сильвестром Сталлоне заработал $225 млн, что в нынешних ценах равно $1,284 млрд.
F1 продолжает приносить деньги создателям и после окончания широкого кинопроката. Он стал эксклюзивом стриминга Apple TV+, что должно конвертироваться в подписки, но пока оценить эффект F1 на развитие сервиса сложно. В марте портал The Information насчитал у Apple TV+ 45 млн подписчиков, более свежих данных нет. При этом стриминг к тому моменту считался убыточным проектом. По итогам 2024 г. он ушел в минус на $1 млрд. Дополнительно деньги могут принести продажа прав телеканалам в регионах без Apple TV+, для показа в самолетах и другие вторичные лицензии.