В сборной России нет первого вратаря. Как самая надежная позиция стала проблемной?

    Гильерме, Сафонов – любой кандидат в стартовый состав на игру со Словенией точно не бесспорный
    вратарь сборной России Матвей Сафонов /Stuart Franklin / POOL

    Вторые номера

    Времена, когда болельщики сборной России могли не беспокоиться за вратарскую позицию, закончились в 2018 г. После домашнего чемпионата мира надежный Игорь Акинфеев завершил карьеру в национальной команде, сославшись на возраст и травмы. С тех пор больше других играл натурализованный бразилец Маринато Гильерме из «Локомотива».

    Но на Евро-2020 его не взяли: шанс сначала получил Антон Шунин из «Динамо», ни разу не проявивший себя в отборе, но уже во втором туре за сборную в официальном матче дебютировал воспитанник «Краснодара» Матвей Сафонов. Несмотря на четыре пропущенных гола от датчан, серьезной критики 22-летний голкипер не заслужил – а специалисты заговорили о нем как о преемнике Акинфеева.

    Карты спутала отставка Станислава Черчесова: после провала на Евро в национальную команду позвали Валерия Карпина. Вместе с ним в тренерский штаб пришел и главный российский эксперт по вратарям – 61-летний Виталий Кафанов. Его игровая карьера получилась скромной (в топ-командах не играл), зато в качестве тренера он оказался успешнее.

    С 2002 г. Кафанов работал в казанском «Рубине», где помог Курбану Бердыеву выиграть золото Российской премьер-лиги (РПЛ), а в 2015 г. перешел в «Ростов». В Казани специалист раскрыл потенциал сверхстабильного Сергея Рыжикова, а в Ростове реанимировал карьеру Сослана Джанаева, который на ее старте очень много ошибался в «Спартаке». Кафанов настолько авторитетен, что даже Карпин переадресует ему все вопросы о вратарях.

    Критерии вызова в сборную полевых игроков и вратарей заметно отличаются. Например, на матчи против Хорватии, Кипра и Мальты пригласили четырех голкиперов (Гильерме, Александра Максименко, Юрия Дюпина и Сергея Песьякова), затем добавили пятого – Андрея Лунева, который после перехода летом-2021 в «Байер» еще ни разу не вышел на поле. На другие позиции футболистов без практики при Карпине в сборную не зовут.

    В октябрьской редакции списка сборников, помимо Лунева, Дюпина и Гильерме, вновь появился Сафонов. Он стал меньше ошибаться в клубе, но сегодня вряд ли может претендовать на место в основе национальной команды. По мнению тренера вратарей сборной Армении Романа Березовского, сейчас Гильерме выглядит предпочтительнее.

    «Я все же не думаю, что он железный первый номер, – говорит Березовский в интервью «Ведомости. Спорту». – Конкуренты могут доказать, что ничем не хуже Гильерме. Некоторые вратари играют хорошо в клубе, но им сложно перенести эту уверенность на матчи сборной. В этом плане Игорю Акинфееву было проще, потому что перед ним в защите играли одни и те же люди. У нынешних вратарей возникают определенные сложности при адаптации к новым условиям в короткие сроки».

    Роман Герус, который много лет играл в клубах премьер-лиги, а сейчас работает детским тренером, считает, что вратарь «Локомотива» более разноплановый и явно сильнее других претендентов на место в сборной.

    «Гильерме хорошо играет руками и ногами на выходах, а при подстраховке он читает моменты и предугадывает. Хотя на линии Маринато уступает конкурентам, за счет остальных качеств он смотрится сильнее», – объясняет Герус «Ведомости. Спорту».

    В предварительный список на октябрьские матчи попал и Станислав Крицюк из «Зенита». Голкипер переехал в Петербург из португальского «Жил Висенте» в начале сентября, тут же дебютировал во встрече с «Ахматом» (3:1), затем неплохо сыграл с «Челси» (0:1) – и вот он уже кандидат в сборную. В окончательный список Крицюк не вошел, но его пример говорит о том, что в России много вратарей примерно одного уровня, а вот лучшего среди них можно выделить лишь на короткой дистанции.

    Наследники Яшина

    Лимит на легионеров привел к тому, что в российских клубах большей нет вратарей-иностранцев. Еще 10 лет назад за «Спартак» из Нальчика выступал финн Отто Фредриксон, а в московском в свое время зажигали украинец Андрей Дикань, хорват Стипе Плетикоса и поляк Войцех Ковалевски. Сегодня все голкиперы РПЛ – россияне.

    В 2015 г. паспорт с двуглавым орлом получил и вратарь «Локомотива» Гильерме. Документ выдали на общих основаниях, ведь бразилец живет в России с 2007 г. и даже неплохо говорит по-русски. Но по мнению Руслана Нигматуллина, который тоже когда-то играл за «Локо», эта история красноречиво характеризует ситуацию с голкиперами в России.

    «О российской школе вратарей сложно говорить что-то лестное, – добавляет он в интервью «Ведомости. Спорту». – За сборную в основном играет иностранец – это не российская школа. Очевидно, что лидера у нас нет. Основной голкипер постоянно меняется, и я считаю это проблемой».

    А Герус вообще сомневается, что особая российская школа вратарей существует: «Гильерме, которого учили играть в футбол в Бразилии, читает игру за штрафной, делает выходы. В принципе, все то же самое я вижу и в игре других российских вратарей, но у них это проскальзывает эпизодически. А Гильерме всегда придерживается такой манеры».

    Если российскую вратарскую школу выделить сложно, то в существовании советской сомневаться не приходится. У советских тренеров не было возможности перенять иностранный опыт, поэтому система подготовки была своя.

    «Это похоже на хоккей, где мы тоже шли своим путем и почти ничего у зарубежных тренеров не заимствовали, – проводит аналогию комментатор и экс-футболист ряда советских клубов Геннадий Орлов в разговоре с «Ведомости.Спортом». – У нас были сильные голкиперы и в довоенные год: например, Николай Соколов – первый вратарь республики. Да, мы шли своим путем, но пришли к тому, что Лев Яшин играл за сборную мира и стал лучшим голкипером столетия. Он не пытался поймать мяч сразу, но тем не менее контролировал его: гасил скорость и подбирал. Сейчас редко так играют даже зарубежные вратари».

    Считается, что упомянутый Орловым Соколов первым из отечественных вратарей стал прыгать за мячом. Позже это переросло в особую методику подготовки, которая включала акробатические упражнения. Так тренировался не только Яшин, но и многие другие вратари.

    «Борис Разинский, Владимир Банников – сейчас эти имена ни о чем не говорят, но они тащили мячи из девяток, – продолжает Орлов. – А Яшин еще и не пропускал «бабочек» – простейшие мячи, которые голкипер обязан ловить. Он был не только прыгучим, но и надежным. Сегодня российские вратари меньше и хуже прыгают, чем советские. Нашим голкиперам не хватает силы ног, чтобы прыгать из угла в угол».

    Орлов называет Кафанова наследником советской школы. По его словам, футбольные традиции подготовки вратарей не прописаны ни в каких методичках, они передаются из уст в уста, поэтому нынешние тренеры плохо представляют, как играли вратари раньше.

    В Европе не ждут

    Во времена расцвета карьеры Акинфеева эксперты всерьез рассуждали о шансах вратаря ЦСКА уехать за границу. Например, после Евро-2008 или гостевой ничьи армейцев в матче Лиги чемпионов против «Манчестер Юнайтед» в 2009-м. Трансфер так и не состоялся, но сложилось впечатление, что в России сформировалась сильная вратарская школа, а российские голкиперы могут проявить себя в топ-чемпионатах. С тех пор ситуация поменялась, поэтому переход Лунева в «Байер» на позицию сменщика финна Лукаша Градецки кажется авансом.

    В отъезд молодого Сафонова в «Брайтон» из английской Премьер-лиги (АПЛ) – во время Евро клуб обозначил интерес к Матвею – поверить было бы проще. Но в «Краснодаре» дали понять, что не собираются пока отпускать футболиста.

    В остальном российские вратари пользуются спросом только в небольших клубах или слабых лигах Европы. Показателен пример воспитанника «Спартака» Антона Митрюшкина, который в 2015 г. выиграл серебро Евро U-19 и вскоре уехал в швейцарский «Сьон». Там он даже стал капитаном, но травмы перечеркнули успехи. Антон остался без клуба, затем его подобрала «Фортуна» из Дюссельдорфа, но за нее он так и не дебютировал. В сезоне 2021/22 Митрюшкин сидит на скамейке запасных дрезденского «Динамо».

    Другого российского вратаря погубила не травма. До 2013 г. про Юрия Лодыгина в России почти никто ничего не знал: всю карьеру вратарь провел в командах чемпионата Греции, где жил с 10 лет. В «Зените» Лодыгин поначалу блистал, но после назначения нового главного тренера Андре Виллаш-Боаша начались проблемы. От Лодыгина требовали выходить из ворот на подстраховку – это современный стандарт, олицетворением которого стал вратарь «Баварии» Мануэль Нойер. Юрий с задачей не справился, играл самонадеянно и часто ошибался.

    «Сегодня 75–80% действий сильных европейских вратарей – это именно игра ногами, – добавляет Березовский. – Ввод мяча, взаимодействие с защитниками, начало атак – вот чего там ждут от голкипера. Есть в этом что-то от дворового футбола. Наверное, можно даже пренебречь сверхнадежной игрой на линии, если вратарь хорош именно ногами и умеет дорожить мячом. Российские голкиперы в этом компоненте отстают».

    Пример Лодыгина характерен еще и потому, что он – вратарь-самоучка. В итоге Юрий не задержался ни в «Зените», ни в сборной России. В 2020 г. его позвали в тульский «Арсенал», но в итоге места в основе не нашлось. Сегодня Лодыгин выступает за ПАС – середняка греческой суперлиги.

    Более статусный чемпионат представляет Иван Злобин, уехавший в Португалию в 18 лет. В России он начинал в Академии Коноплева и ЦСКА, а в Европе продолжил в молодежной команде «Униан Лейрии». Позже им заинтересовалась «Бенфика», но дальше фарм-клуба россиянин не продвинулся. Навыков Злобина, полученных в России и Португалии, пока хватает только на скромный «Фамаликан». Правда, и там Иван в основном сидит на скамейке.