Сделка недели: УЕФА заключил крупнейший контракт на показ еврокубков в США

    Факторы успеха — реформа еврокубков, новый промоутер и близость ЧМ-2026
    Финал Лиги чемпионов 2022 г. собрал рекордную зрительскую аудиторию в США
    Финал Лиги чемпионов 2022 г. собрал рекордную зрительскую аудиторию в США /Zuma / TASS

    Доходы Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) от продажи телеправ резко возрастут. На прошлой неделе УЕФА заключил новое соглашение с американскими вещателями — сетью CBS и потоковым сервисом Paramount+ — на трансляции еврокубков в США. По информации Bloomberg, сумма сделки составит $1,5 млрд за шесть лет или $250 млн за сезон.

    Контракт с американцами — крупнейший для УЕФА. В сравнении с условиями предыдущего соглашения выплаты увеличатся вдвое. Вероятно, именно в силу заманчивости предложения в УЕФА согласились на шестилетнюю сделку, хотя обычно предпочитали подписываться не более, чем на три года.

    Посредником в сделке по продаже трансляций еврокубков в Америке выступило местное агентство Relevent, сменившее в статусе партнера УЕФА компанию Team Marketing. Новые компаньоны УЕФА привлекли к тендеру таких крупных вещателей, как NBC, ESPN, Apple, Fox и DAZN, обрисовав претендентам на телеправа перспективы популярности футбола в преддверии ЧМ-2026, который США будут принимать вместе с Канадой и Мексикой. УЕФА сотрудничал с Team Marketing 25 лет, но первые же результаты с новым промоутером показывают, что выбор в его пользу был обоснованным.

    Изначально в УЕФА были намерены заработать около $2 млрд в течение шести лет, продав телеправа на англо- и испаноязычные каналы. По данным Bloomberg, это решение пришлось пересмотреть и ограничиться только английским пакетом, потому что рынок прямого доступа к потребителю (DTC) для испанской аудитории «все еще находится в зачаточном состоянии». Между испаноязычными вещателями будет проведен тендер. Претендентов в этом сегменте на данный момент двое: Telemundo, а также TelevisaUnivision — нынешний партнер Лиги чемпионов по вещанию на испанском языке в США, уже запустивший новый потоковый сервис Vix+.

    Как утверждает испанское издание As, заработки УЕФА на трансляциях в США выросли и за счет реформы еврокубков. Начиная с сезона 2024/25, самый престижный клубный турнир, Лига чемпионов, перейдет на новый формат. Матчи группового турнира будут проходить по так называемой швейцарской системе, которая обеспечит большее количество встреч между равными по силам соперниками. Самих матчей, как и участников, будет больше. В 2024 г. в основной сетке Лиги чемпионов вместо привычных 32 участников стартуют 36 команд, которые поместят в одну сводную таблицу.

    Каждая команда проведет на групповом этапе по восемь матчей с восемью разными соперниками. Раньше их было шесть, причем в силу того, что многие топ-клубы успевали гарантировать себе выход из группы к последним турам, заключительные встречи в большинстве групп превращались в формальность.

    В таком же формате будут проводиться Лига Европы (по восемь матчей в группе) и Лига конференций (по шесть игр), в основных турнирах которых выступят по 36 команд.

    УЕФА оценивает североамериканский рынок как самый привлекательный с коммерческой точки зрения. Интерес аудитории США к еврокубкам неуклонно растет. Финал Лиги чемпионов 2022 г. между «Реалом» и «Ливерпулем» на канале CBS посмотрели 2,76 млн человек — это рекордные показатели по просмотрам решающих матчей еврокубков в США. При этом телерейтинги радуют стабильностью. Финал Лиги чемпионов на американском ТВ в пятый раз собрал аудиторию в два с лишним млн зрителей. Предыдущим рекордом был финал Лиги чемпионов 2011 г. между «Барселоной» и «Манчестер Юнайтед» — его посмотрели 2,6 млн человек.

    Сделка с американскими вещателями укрепляет позиции УЕФА в глазах участников еврокубков перед разбирательствами с создателями Европейской Суперлиги. Слушания в Европейском суде запланированы на конец года.

    О намерении выйти из-под юрисдикции УЕФА и запустить независимый ежегодный турнир 12 ведущих европейских футбольных клубов объявили в апреле 2021 г. Реформаторы выражали недовольство как моделью распределения доходов в турнирах УЕФА, так и размером призовых (в этом году победа в Лиге чемпионов принесла «Реалу» 82,2 млн евро). Вследствие мощного резонанса девять участников Суперлиги отказались от первоначальных планов, но трое инициаторов — «Реал», «Барселона» и «Ювентус» — продолжили работу над проектом.

    По требованию авторов революционной идеи Европейский суд рассмотрит, нарушили ли УЕФА и Международная федерация футбола (ФИФА) антимонопольные правила, закрепленные в 101 и 102 статьях Договора о функционировании Европейского союза (TFEU). Каким бы ни был вердикт, УЕФА в преддверии суда сделал важный вклад в защиту будущего еврокубков.