Чудо в пустыне или обманчивый мираж. Что нужно знать про футбол в Катаре

    На чемпионате мира выступит сборная, почти целиком состоящая из натурализованных игроков
    Сборная Катара в матче Кубка арабских наций против ОАЭ (4:0) /Matthew Ashton — AMA / Getty Images

    Через месяц Катар примет чемпионат мира по футболу. Во многих случаях к турниру 2022 г. применимы слова «впервые» и «необычный».

    Впервые чемпионат мира пройдет в арабской стране. Необычными являются сроки проведения турнира, который разобьет европейский футбольный календарь, устанавливавшийся десятилетиями.

    Необычным будет и то, что чемпионат пройдет в стране, где на момент избрания ее хозяйкой турнира практически не было футбольной инфраструктуры. Все восемь стадионов ЧМ построены с нуля. Ранее в таких аренах не было необходимости, не будет ее и позже. По окончании турнира некоторые стадионы будут демонтированы или значительно сократят свою вместимость.

    Впервые в чемпионате мира примет участие сборная Катара. «Ведомости. Спорт» рассказывает, что из себя представляет футбол в этой стране.

    Первые шаги

    Футбол в Катар завезли европейцы, которые после Второй мировой войны начали осваивать нефтяные месторождения. Чемпионаты страны проводятся с 1963 г. Правда, поначалу это были неофициальные розыгрыши. Матчи организовывали на песке, футболисты играли босиком.

    В 1971 г. Катар обрел полную независимость — ранее это был протекторат Великобритании. Вскоре национальная федерация вступила в Азиатскую конфедерацию футбола (АФК), и в Катаре начал проводиться полноценный чемпионат. Сейчас турнир называется «Лига звезд Катара».

    С конца 1980-х национальная сборная начала участвовать в квалификации к чемпионату мира, а вскоре пришли первые успехи. Правда, на юниорском уровне. Сенсацией стал выход команды U-20 на первенство мира в Австралии в 1981 г. Катар дошел до финала, обыграв сборные Бразилии и Англии, и лишь в решающем поединке уступил Германии.

    Катарские юноши еще не раз добивались серьезных успехов. Но вскоре возникли подозрения, что не все катарцы — катарцы. Что оказалось чистой правдой. Большинство игроков были натурализованными, и законность их натурализации вызывала сомнения.

    Особенно скандальным оказался случай с натурализацией Марсио Пасоса де Албукерке. В Катаре бразилец получил имя Эмерсон Шейх, успел провести три матча за национальную команду, но тут в Международной федерации футбола (ФИФА) заявили, что Шейх не имеет права выступать за Катар, поскольку уже был заигран за бразильскую молодежку и на тот момент не имел двойного гражданства.

    В дальнейшем футбольные власти Катара старались действовать более аккуратно, но отказаться от политики натурализации они не могли.

    Иностранная помощь

    Население Катара — около 3 млн человек. Коренные катарцы составляют чуть более 10%. И они не очень заинтересованы в занятии футболом. Как правило, это обеспеченные люди, занятые в управлении нефтяным бизнесом. Поэтому привлечение иностранных кадров было неизбежно.

    Революционным стало открытие в 2004 г. Aspire Academy. Патроном футбольной школы стал наследный принц Джасим Аль-Тани. Чтобы соблюсти правила ФИФА, талантливых игроков начали завозить в Катар еще в юном возрасте. Академия начала экспансию в Африку, затем добралась и до Латинской Америки.

    Добрая половина игроков сегодняшнего состава сборной родом не из Катара. Мохаммед Мунтари родился в Гане, Хазем Ахмед — в Египте, Бассам Аль-Рави — в Ираке. Есть выходцы из Европы — француз Карим Бузиаф и португалец Педро Мигел. За натурализацией, как правило, следует принятие ислама и смена имени, так что истинное происхождение игрока не всегда можно определить поверхностным взглядом.

    С начала 2000-х началось активное привлечение в национальный чемпионат мировых звезд. Ветераны охотно принимали предложения год-два поиграть в Катаре за баснословные гонорары. В первое десятилетие XXI века в чемпионате Катара отметились Габриэль Батистута, Штефан Эффенберг, Хосеп Гвардиола, братья де Буры, Марсель Десайи, Фернандо Йерро, Ромарио, Франк Лебеф, Марио Баслер, Клаудио Каниджа, Рауль — настоящая сборная легенд.

    В последнее время звезд первой величины в чемпионате Катара стало меньше. Во-первых, в турнире действует лимит на легионеров. Правда, у многих игроков двойное гражданство, и в этом случае они легионерами не считаются. Но сложно себе представить, чтобы условный Левандовски захотел иметь катарский паспорт. Во-вторых, изменился клубный футбол и в самой Европе. Можно играть до 35+ лет за высокую зарплату, и все меньше футболистов решаются на экзотические эксперименты.

    Хави выиграл чемпионат Катара как игрок и как тренер /Wikimedia

    Один из ярких свежих примеров — Хави Эрнандес, легенда «Барселоны» и ее нынешний тренер. Хави отправился завершать свою карьеру игрока в «Аль-Садд». В 2019 г. выиграл с командой чемпионат Катара, а в следующем сезоне стал главным тренером «Аль-Садда». Через год Хави выиграл титул уже в качестве тренера.

    Катарцы очень не хотели отпускать Хави в «Барселону», хотя и понимали, что удержать испанца от такого предложения невозможно. Но они по-восточному сделали все, чтобы при этом трансфере европейский клуб проявил к ним максимальное уважение. И только после этого дали милостивое разрешение на переход.

    Сборная сегодня

    С 2017 г. сборную Катара возглавляет 46-летний испанец Феликс Санчес Бас. Он начинал тренерскую карьеру в академии «Барселоны», но в 2006 г. принял приглашение поработать в Aspire Academy. Так что катарский футбол знает давно и обстоятельно. Считается, что он прививает сборной Катара легендарный каталонский стиль.

    На чемпионат мира-2018 в России сборная Катара не попала. Команда дошла до финальной части многоступенчатого азиатского отбора, но там заняла последнее место в группе.

    Зато через год случился самый большой успех в истории катарского футбола. Национальная сборная триумфально выиграла Кубок Азии. За весь турнир команда забила 19 мячей, а пропустила лишь однажды — в финале против Японии (3:1).

    Ашраф Афиф — лидер сборной Катара /Wikimedia

    Все футболисты сборной Катара выступают в национальном чемпионате. Правда, есть некоторые оговорки. Ашраф Афиф, имеющий йеменские и танзанийские корни, попробовал свои силы в чемпионатах Испании и Бельгии — за «Вильярреал» и «Эйпен» соответственно. По оценкам Transfermarkt, это самый дорогой футболист сборной — его стоимость 5,5 млн евро. Сейчас Афиф выступает за «Аль-Садд».

    Вингер блеснул на победном для Катара Кубке Азии, где раздал 10 голевых передач. В активе 25-летнего футболиста уже 83 матча за национальную команду.

    Нападающий Али Алмоез, родившийся в Судане, — также один из героев Кубка Азии. Он стал лучшим бомбардиром турнира с девятью голами. А всего за сборную Катара 26-летний форвард наколотил 39 мячей. У него тоже есть небольшой европейский опыт. Алмоез поиграл в австрийском ЛАСКе и испанской «Леонесе».