«Астон Вилла» договорилась о титульном спонсорстве с букмекером на два года

    До введения запрета на беттинг-рекламу в АПЛ с сезона 2026/27 клуб успеет заработать 40 млн фунтов
    EPA / TASS

    Английский футбольный клуб «Астон Вилла» обзавелся новым титульным спонсором, подписав двухлетнее соглашение на сумму 40 млн фунтов с букмекерской компанией Betano. С сезона 2024/25 она сменит китайского букмекера BK8. Сделка с Betano станет самой прибыльной в истории бирмингемского клуба: действующий трехлетний контракт с BK8 оценивается в 36 млн фунтов.

    Оператор Betano был основан в Греции в 2019 г. и входит в местный холдинг Kaizen Gaming. Букмекер работает не только в Европе (Португалия, Румыния, Германия, Болгария, Чехия), но и в странах Южной Америки (Чили, Перу, Бразилия, Эквадор), канадской провинции Онтарио и даже в Нигерии. Betano выступал спонсором ЧМ-2022 в Катаре и является беттинг-партнером Евро-2024, из-за чего Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) подвергся критике со стороны различных фанатских объединений и организаций по борьбе с лудоманией. Кроме того, компания Betano объявлена партнером Кубков Америки 2024 и 2028 гг.

    Увеличение спонсорских отчислений поможет «Астон Вилле» соблюдать внедренные Английской премьер-лигой (АПЛ) правила о прибыли и устойчивом развитии (PSR). PSR ограничивает возможность клубов нести убытки сверх 105 миллионов фунтов за три года ради финансовой устойчивости лиги и честной конкуренции. «Астон Вилла» же в марте 2024-го отчиталась об убытках в размере 119,6 млн фунтов только за сезон 2022/23. Команда экс-тренера московского «Спартака» Унаи Эмери хочет выправить ситуацию не только за счет новых сделок, но и инвестиций в академию: продажа воспитанников считается чистой прибылью.

    Чтобы придерживаться правил PSR «Астон Вилла» в январе 2024-го заключила многолетнее партнерство с Adidas. Немецкий гигант спортивной одежды в роли технического спонсора команды с сезона 2024/25 сменит британского экипировщика Castore.

    Примечательно, что предыдущая сделка клуба из Бирмингема с букмекером встретила сильное негодование со стороны его болельщиков. «Несмотря на то, что мы признаем коммерческую реальность, мы, к сожалению, считаем, что клуб не прислушался к законным опасениям фанатов по поводу роли спонсоров-букмекеров в спорте, – говорилось в заявлении Ассоциации болельщиков «Астон Виллы» (AVST). – Соглашение c BK8 – это циничная попытка в последнюю минуту получить финансовую выгоду в преддверии запрета спонсоров азартных игр на футболках».

    Начиная с сезона 2026/27 клубам АПЛ будет запрещено рекламировать букмекерские компании на передней части футболок (при этом сохранится возможность размещать рекламу на рукавах). Решение принято по согласованию с правительством Великобритании, которое активно меняет законодательство в отношении азартных игр. Именно по этой причине новый контракт «Астон Виллы» с Betano заключен на непродолжительный срок.

    Пока букмекеры имеют значительное присутствие в АПЛ, на их долю приходится 35% спонсорских сделок в сезоне 2023/24. Согласно отчету консалтинговой компании GlobalData, общий объем инвестиций беттинг-компаний в клубы высшего английского футбольного дивизиона составил почти $72 млн. Премьер-лига является единственной из топовых европейских лиг, у которой много спонсоров из сферы азартных игр. Испанская Ла Лига ввела запрет на подобные сделки в преддверии сезона 2020/21, а во Франции, Германии и Италии присутствие букмекеров всегда было незначительным.

    В сезоне 2023/24 «Астон Вилла» с 56 очками после 29 проведенных матчей занимает четвертое место в турнирной таблице АПЛ и стремится обеспечить себе путевку в Лигу чемпионов на сезон 2024/25, чтобы еще больше нарастить коммерческие доходы. С 2018 г. «Астон Вилла» принадлежит компании V Spots, которую создали миллиардеры Нассеф Савирис и Уэс Эденс. Клуб выкупили у китайского бизнесмена Тони Цзяньтун Ся, при котором бирмингемцы оказались на грани банкротства. 62-летний египтянин Савирис стал президентом.

    V Spots владеет мужской и женской командами «Астон Виллы». Ей также принадлежат 29% акций португальской «Витории» из Гимарайнша. Изначально компания выкупила 46% акций, но затем сократила свою долю на треть. Это было категоричным требованием УЕФА, поскольку «Астон Вилла» и «Витория» пробились в Лигу конференций, а два клуба с одним владельцем не имели права стартовать в еврокубке.

    Савирис и Эдамс постепенно создают новую мультиклубную сеть, в которую в будущем может войти новый клуб американской профессиональной футбольной лиги (MLS). Помимо того, у V Spots партнерские отношения с египетским ЗЕД, японским «Виссел Кобе» и испанским «Реалом Унион», который принадлежит семье Эмери.