Военный кубок, смерть тренера и драка: чем запомнился «Зенит» в эпоху СССР

    В мае 2025 года петербургский клуб отпраздновал столетие
    Главный титул советского периода своей истории «Зенит» завоевал в 1984-м: команда Павла Садырина (в центре), почти целиком составленная из воспитанников ленинградского футбола, впервые выиграла чемпионат страны
    Главный титул советского периода своей истории «Зенит» завоевал в 1984-м: команда Павла Садырина (в центре), почти целиком составленная из воспитанников ленинградского футбола, впервые выиграла чемпионат страны /Николай Науменков / Фотохроника ТАСС

    В отличие от других топ-клубов России, один за другим отпраздновавших в предыдущие годы вековой юбилей и большую часть своей истории занимавших лидерские позиции, «Зенит», столетие которого отмечалось 25 мая, отнюдь не сразу достиг зенита. Это в наше время он настойчиво давит на газ и вот уже без малого 20 лет несется флагманом российской футбольной кавалькады. А в предыдущие 80 лет команда с берегов Невы, хоть и выступала практически всегда в классе сильнейших, дежурно проходила по списку середняков. Считалась командой с определенными амбициями и самобытными достоинствами, но всерьез на трофеи претендовала редко. При этом «Зенит» всегда был беззаветно любим Ленинградом, а позже и Санкт-Петербургом, но за пределами родного города не часто становился предметом интереса для футбольных болельщиков и темой для обсуждения в СМИ. «Ведомости. Спорт» вспоминает самые яркие эпизоды советской истории «Зенита».

    Кубковый характер

    Знаменитую победу «Зенита» и всего героического Ленинграда в Кубке СССР 1944 г. в тот момент никто не называл сенсационной. Во-первых, слова «сенсация» в обиходе прессы тех времен не было. А во-вторых, не было и сенсации. Уже потом, годы спустя, перемешивая события 1944 г. с более поздними и подтягивая к ним феномен «команды лейтенантов» ЦДКА второй половины 1940-х, которую «Зенит» обыграл в том финале, футбольная историография превратила выигрыш ленинградцев в очевидное-невероятное.

    На деле же все не совсем так. ЦДКА-44 еще не гегемон, который с 1946 по 1951 г. выиграет пять чемпионатов СССР из шести. Всеволода Боброва в составе еще не было, в целом команда считалась крепкой, но не выдающейся. Грозное столичное «Динамо» и набиравшее ход, но так и не разогнавшееся в итоге «Торпедо» слыли гораздо более могучей силой. Ленинград же славился кубковым характером. Ленинградские команды «Электрик» и «Сталинец» (ставший в 1940 г. «Зенитом») добирались до финалов двух предыдущих розыгрышей Кубка, в 1938 и 1939 гг. (в 1940 г. турнир был отменен и несколько лет по понятным причинам не проводился), и уступали лишь безусловно сильнейшей команде тех лет – «Спартаку». Так что третий подряд финал, пусть с разрывом в пять лет, наполненных ужасами войны и мужеством блокады, был для невского футбола делом привычным. А выигрыш в нем – делом чести.

    Вот только в чемпионатах страны кубковый характер «Зениту» не помогал. Из года в год он оставался на периферии турнирной таблицы. Иногда играя хорошо, чаще – посредственно, а в целом – как подобает записному середняку. Тем удивительнее был взлет в сезоне 1949 г. При этом состав команды, годом ранее едва не вылетевшей из высшей лиги («Зенит» финишировал предпоследним, опередив аутсайдера всего на два очка), фактически не изменился: пришел лишь левый крайний форвард Александр Орлов.

    Видимо, помогло другое: летом 1948 г. в «Зенит» вернулся тренер Константин Лемешев, творец кубкового триумфа. После неудачного сезона 1945 г. его уволили, но с тех пор «Зенит» играл все хуже и хуже – и Лемешева позвали обратно. Он провел качественную «предсезонку», и после 11 туров «Зенит» сенсационно – здесь это слово вполне оправданно – возглавил чемпионат, выиграв восемь матчей при трех ничьих, с соотношением мячей 14:1. «Динамо», ЦДКА, «Спартак» отставали на пять очков (при двухочковой системе зачета), причем спартаковцы в очной встрече были разгромлены 5:0. Именно с динамовцами у лидера был следующий матч – в Москве, в Петровском парке. По сути, промежуточный финал.

    Он завершился со счетом 8:0 в пользу «Динамо».

    В дальнейшем отлично подготовленная команда продолжала набирать очки и за семь туров до финиша держалась в тройке лидеров. Наступила пора решающих матчей. И «Зенит» проиграл шесть подряд с общим счетом 3:20.

    На следующий год Лемешев подготовил «Зенит» еще лучше. Команда опять полидировала в июне, а по итогам первого круга шла второй после ЦДКА. И в этот самый момент Лемешев слег – сердце. Впрочем едва оклемавшись, несмотря на запреты врачей, сбегал из больницы, чтобы поруководить командой хотя бы в домашних матчах. Увы, его состояние явно отражалось на игроках. В течение двух недель «Зенит» потерпел на своем поле четыре поражения подряд – 2:4 от «Динамо», 1:8 от ЦДКА, 0:4 от ВВС и 1:2 от «Спартака». Лидирующие позиции были утрачены безвозвратно.

    17 сентября Лемешев, вновь сбежав от докторов, управлял командой в последнем домашнем матче сезона против «Шахтера». Прямо во время матча ему стало плохо. 21 сентября тренер скончался.

    В следующий раз «Зенит» возглавил таблицу в разгар чемпионата лишь спустя 24 года. Увы, тот недолгий взлет уже по традиции был остановлен парадоксальным разгромом от соседа по таблице – 0:5. Через год «Зенит» едва не вылетел в первую лигу. Кое-как спасся в последнем туре.

    Булыжник – оружие болельщика

    В мае 1957 г. футбольный Ленинград прогремел на всю страну совсем по другому поводу. Внезапно выяснилось, что и в культурной столице футбол – не камерный концерт, а матч – не светский раут.

    «Зенит» год за годом играл все хуже, сползая к подножию турнирной таблицы. Старт сезона 1957 г. совсем не задался. После выигрыша в Кишиневе 1:0 последовала череда неудач: три ничьи и четыре поражения. 14 мая на встречу с «Зенитом» приехало «Торпедо», ведомое молодыми талантами Эдуардом Стрельцовым, Валентином Ивановым и Славой Метревели. С аутсайдером они разобрались на раз-два – 5:1. Возмущенные не судейством или мощью оппонента, а бездарностью своих игроков, некоторые зрители из числа злоупотреблявших (а таковых среди 60 000 было, надо полагать, немало) решили вмешаться в процесс. Один из них прорвался на поле, выгнал из ворот «Зенита» вратаря Владимира Фарыкина, сбросил пиджак и приготовился показать, как надо. Да не успел: подбежала милиция. Но когда хулигана вели вдоль трибуны, на выручку бедолаге ринулась толпа.

    Футболисты «Торпедо» мигом умчались в раздевалку. Но там были окна – и в них сплошным потоком полетели камни, бутылки и другие предметы. Игрокам пришлось лечь на пол, между лавочек, чтоб не поранило стеклом или шальным булыжником. Укрываться пришлось долго: со стадиона торпедовцы уехали лишь через полтора часа.

    А на поле и дорожках стадиона развернулась битва между болельщиками и милиционерами, к которым на подмогу оперативно подтянулись курсанты военных училищ. Побоище длилось несколько часов, ранения и увечья получили более сотни правоохранителей. Потери другой стороны подсчету не поддавались.

    К ответственности за вакханалию привлекли 16 человек. Уже в середине июня они получили сроки – до восьми лет лишения свободы, с запретом на проживание в Москве и Ленинграде после освобождения в течение трех лет.

    Бронза к юбилею

    Лишь в 1980-е «Зенит» начал подниматься на высоты, подобающие городу – родине российского футбола (именно здесь в начале XX в. состоялись первые доподлинно зафиксированные матчи). Символично, что это случилось в год, когда Ленинград стал олимпийским городом: в дни Московской Олимпиады Северная столица приняла несколько матчей футбольного турнира. И конечно же, не могло обойтись без парадоксов – фирменной черты «Зенита» XX в.

    «Зенит» в том сезоне, как и прежде, не производил особого впечатления. Ни весной, ни летом никому в голову не приходило предположить, что ленинградцы всерьез вмешаются в спор за медали. Но по осени залихорадило «Шахтер» и тбилисское «Динамо» (а московское, как и «Торпедо», трясло весь год), и «Зенит», тоже игравший крайне нестабильно, тем не менее свой шанс использовал.

    Определяющим стал матч с тбилисцами в последний день октября. «Зенит» опережал конкурента на одно очко. Динамовцы вышли сильнейшим составом: Давид Кипиани, Рамаз Шенгелия, Александр Чивадзе, Виталий Дараселия, Георгий Сулаквелидзе... Но у «Зенита» как раз на этом отрезке заблистал молодой центрфорвард Сергей Швецов (это он через два года забьет на последней минуте за «Спартак» голландскому «Харлему»), а другой новичок команды – Юрий Желудков был хорош весь год. Они отправили три мяча в ворота Отара Габелии. Затем динамовцы два отквитали. После этого выигрыша «Зенит» уже никого не подпускал к бронзовой ступени пьедестала и завоевал первые медали в своей на тот момент уже 55-летней истории.

    В следующем сезоне ленинградцы – что? Правильно. Едва не выбыли в первую лигу.

    Кто-то обласкан славой и титулами с первых лет существования. А «Зениту» первые полвека целиком и еще 30 лет с единичными достижениями, похожими на чудеса (такими как чемпионство в 1984 г. или Кубок России в 1999-м), пришлось продираться через тернии. Было трудно. Но он справился.