КХЛ выплатит клубам рекордные 2,157 млрд рублей по итогам сезона 2024/25

    Лига распределила между участниками на 83% больше, чем год назад; максимум получил «Локомотив»
    Кубок Гагарина в сезоне 2024/25 впервые взял ярославский «Локомотив» во главе с Игорем Никитиным
    Кубок Гагарина в сезоне 2024/25 впервые взял ярославский «Локомотив» во главе с Игорем Никитиным /Сергей Савостьянов / ТАСС

    Совет директоров Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) по итогам очередного заседания утвердил выплаты клубам за сезон 2024/25. Общая сумма впервые превысила 2 млрд руб., составив рекордные 2,157 млрд руб. (против 1,175 млрд в сезоне 2023/24) с учетом налогов. Основой для формирования выплат стали доходы от продажи ТВ и беттинг-прав, а также целевое финансирование.

    Практику распределения доходов впервые применили в сезоне 2014/15: тогда клубы в сумме получили 114 млн руб. С сезона 2023/24 распределение средств производится по следующей схеме: 30% от общей суммы распределяется пропорционально между клубами согласно оценке за спортивные достижения, а 70% – согласно рейтингу клубов по девяти показателям, включая спортивные достижения, финансирование, посещаемость арен и работу со СМИ.

    Наибольшую сумму выплат по итогам сезона 2024/25 получит обладатель Кубка Гагарина, ярославский «Локомотив» – 188,7 млн руб. На втором месте финалист сезона – челябинский «Трактор» (157,2 млн), тройку замкнул вылетевший в полуфинале уфимский «Салават Юлаев» (123,9 млн). В топ-10 по выплатам вошли минское «Динамо» (117,7 млн), казанский «Ак Барс» (111,3 млн), омский «Авангард» (110,4 млн), магнитогорский «Металлург» (106,8 млн), московский «Спартак» (92,6 млн), екатеринбургский «Автомобилист» (90 млн) и питерский СКА (89,3 млн).

    Лишь один клуб, в сравнении с сезоном 2023/24, получит меньше 30 млн руб. – подмосковный «Витязь» (23,5 млн), который впоследствии приостановил деятельность из-за финансовых проблем. Также в топ-3 «аутсайдеров» по выплатам вошли астанинский «Барыс» (36,5 млн руб.) и китайский «Куньлунь Ред Стар» (32,2 млн), переименованный накануне сезона 2025/26 в «Шанхай Дрэгонс» и переехавший из Мытищ в Петербург. 

    Для сравнения, в сезоне 2023/24 КХЛ выплатила наибольшую сумму «Металлургу», она составила 106,4 млн руб. «Локомотив» получил 92 млн, тройку замкнул СКА (66,3 млн). Меньше всех заработал «Куньлунь Ред Стар» (19,8 млн).

    Клубам рекомендовано направить полученные от КХЛ средства на совершенствование сервиса для игроков (закупку/модернизацию оборудования для сервисных зон, создание восстановительных зон), модернизацию инфраструктуры арены, улучшение сервиса для зрителей и организацию развлекательных мероприятий в регионе. Более 200 млн руб. лига направит в детско-юношеские спортивные школы – как входящие в структуру клубов КХЛ, так и в независимые. 

    Кроме того, КХЛ отчиталась об объеме трансляций минувшего сезона. Всего было показано 745 трансляций на международных телеканалах, 707 – на 18 региональных телеканалах, 106 – на федеральном телеканале «Матч!» и 1634 на тематических телеканалах KHL и KHL Prime.

    В 2024 г., согласно налоговому отчету КХЛ, который опубликовал Telegam-канал Good Sport, чистая прибыль лиги составила 1,86 млрд руб., что на 578,8 млн больше, чем в 2023-м. В отчете уточнялось, что выручка и прочие доходы КХЛ составили 4,38 млрд руб. (+413,3 млн). Доходы от рекламы выросли до 2,93 млрд руб. (+527,6 млн), от трансляционных прав – до 1,04 млрд руб. (+169,2 млн). Целевые отчисления от букмекеров принесли лиге 1,01 млрд руб. (+354,8 млн).

    На оплату труда лига потратила 620,2 млн (+149,4 млн). Среднегодовая численность сотрудников составила 157 человек, а средние расходы на одного работника – около 3,95 млн руб. в год или 329 000 руб. ежемесячно.

    Перед стартом сезона 2025/26 КХЛ расширила спонсорский портфель трехлетним соглашением с «Яндекс Маркет». На маркетплейсе появились джерси команд, фирменные аксессуары клубов, повседневная одежда и другие товары от разных лицензиатов, качество и подлинность которых гарантирует КХЛ. В будущем ассортимент будет пополняться товарами других лицензиатов лиги. Сотрудничество также включает совместные онлайн- и офлайн-активности: розыгрыши, тематические матчи, встречи с хоккеистами и специальные проекты для фанатов. Финансовая сторона сделки не раскрывалась, но заключенный в 2023 г. контракт с «Яндексом» эксперты оценили в 1,45–2,4 млрд руб.

    На полях Петербургского международного экономического форума-2025 было объявлено о продлении контракта с титульным спонсором – букмекером Fonbet. По словам управляющего акционера Fonbet Валентина Голованова, особое внимание будет уделяться социальным проектам. Голованов утончил, что за минувший сезон на благотворительные цели было направлено 30 млн руб. Также Fonbet продолжит оказывать поддержку различным начинаниям лиги, среди которых первый в мире хоккейный чемпионат в формате 3х3 (в первом сезоне победил «Салават Юлаев»). По данным «РБ Бизнес», сумма соглашения составила порядка 2,5 млрд руб. за сезон.

    Сезон 2024/25 стал самым посещаемым за 17-летнюю историю КХЛ. Регулярный чемпионат и плей-офф Кубка Гагарина собрали на трибунах 6,5 млн зрителей. Кроме того, плей-офф стал самым результативным за всю историю лиги: в 87 матчах было заброшено 475 шайб при рекордном среднем значении в 5,46 шайбы за игру. 

    Новый сезон стартовал 5 сентября, в матче за Кубок Открытия «Локомотив» на домашней арене победил «Трактор» (2:1 по буллитам).