«Более разносторонний, чем Хабиб». Что ждет Махачева в UFC и медийном пространстве после титула

    Эксперты верят в победы нового чемпиона, но советуют развивать личный бренд
    Победа Ислама Махачева вознесла его на олимп славы UFC, но пока не сделала из него легенду в медийном плане /HRIS UNGER / ZUFFA LLC

    Удивительная агрессия

    Главный бой в карьере Ислам Махачев на турнире в Абу-Даби выиграл легко — он и был фаворитом поединка с бразильцем Чарльзом Оливейрой, но скорость и четкость победных действий многих впечатлили и удивили. Россиянин провел удушающий прием уже во втором раунде.

    Первый, кто поздравил Ислама после победы, — Хабиб Нурмагомедов, непобежденный чемпион в том же легком весе, оставивший титул вакантным в связи с решением завершить карьеру после выигранного боя в 2020 г. 

    Махачева справедливо считать преемником Нурмагомедова: они вместе росли, тренировались рядом 22 года, в том числе в школе у Абдулманапа, отца Хабиба. Ислам всегда был частью его команды — Махачев на три года моложе.

    Теперь, после завершения собственной карьеры и смерти Абдулманапа в июле 2020 г., над карьерой Ислама шефствует Хабиб. Именно он добился титульного поединка для Махачева: в иерархии UFC нет четких регламентов, фиксирующих необходимый путь до шанса драться за титул, многое зависит от решения организации и личного мнения главы промоушена Дэйны Уайта. 

    После предыдущей победы Ислама в феврале 2022 г. над нерейтинговым Бобби Грином, который экстренно заменил получившего травму ирано-американца Бенеила Дариуша, в UFC собирались сначала провести несостоявшийся бой и по его итогам решать, достоин ли Махачев титульного поединка. 

    В июне Уайт признался, что Хабиб «достает» его вопросами про Ислама, но утверждал, что сначала будет бой с Дариушем, но уже в июле стало ясно, что Нурмагомедов добился цели: UFC анонсировал поединок Махачева с Оливейрой за титул.

    Россиянин удивил тем, насколько был агрессивным с первых минут, говорит «Ведомости. Спорту» боец ММА Вячеслав Василевский, одержавший за карьеру 34 победы на профессиональном уровне, в том числе в промоушенах M-1 Global и Bellator. Привычнее было бы видеть, как Махачев постепенно вкатывается в бой и понемногу берет происходящее под свой контроль, добавляет Василевский, особенно с учетом статуса поединка. В итоге победа оказалась более уверенной, чем ожидалось.

    «Против Оливейры у Махачева получилось продемонстрировать, насколько он разносторонний в октагоне, — продолжает Василевский. — Вообще, его способность вести бой так, как это необходимо в конкретный момент, и есть одна из сильнейших сторон. Ислам хорош в стойке, он не только проходит в ноги, но и делает подсечки — готов использовать наиболее эффективные приемы».

    Василевский отмечает, что Махачев умеет побеждать соперников их же главным оружием, причем с самого начала карьеры. Собеседник «Ведомости. Спорта» вспоминает, как еще в 22 года Махачев на чемпионате России по боевому самбо в 2014 г. победил опытного Венера Галиева, известного хорошей ударной техникой, нокаутом, т. е. превзошел оппонента в том, что считается его сильной стороной.

    Медийность вслед за титулом

    Официальных данных о том, сколько Махачев заработал по итогам турнира UFC 280, нет — в разных источниках фигурируют данные от $500 000 до $1 млн. По информации Totalsportal.com, россиянину были гарантированы $750 000, а как победитель он в итоге забрал $1,03 млн. В том числе Махачев стал обладателем приза в $50 000 за лучшее выступление вечера. Кстати, Оливейра, по сведениям того же источника, даже при поражении получил больше — $1,29 млн.

    Как раз около $1 млн Махачеву стоила и подготовка к бою, рассказал в трансляции бывший чемпион UFC, а сейчас комментатор Даниэль Кормье. Ислам проводил первые сборы в родном Дагестане и Кисловодске, а примерно за полтора месяца до поединка переместился вместе с командой в Объединенные Арабские Эмираты.

    Отделить личные расходы и доходы от общего оборота команды Хабиба почти невозможно. В том числе и спонсорские контракты у них общие. Судя по социальным сетям, Махачев сотрудничает с финансовой компанией Wahed Invest, производителем энергетиков Gorilla Energy, брендом полезного питания Fitroo, но во всех случаях речь изначально была о партнерстве с командой Нурмагомедова в целом, а главным лицом объявляли именно Хабиба.

    За последние два года популярность Махачева росла очень стремительно, он стал более узнаваемым, обращает внимание директор по маркетингу Fitroo Екатерина Бушуева в разговоре с «Ведомости. Спортом».

    «Мы давно заметили тенденцию роста его упоминаний. Ровно два года назад Хабиб объявил о завершении карьеры, с того момента весь акцент внимания фанатов и зрителей сместился на Ислама, — говорит Бушуева. — В неделю боя количество интервью с ним зашкаливало. Оценивая частоту упоминаний только за октябрь, мы видим имя Ислама в топе запросов, и это на фоне приближающегося чемпионата мира по футболу и вручения «Золотого мяча».

    В Fitroo уверены: особенно эффективным сотрудничество с командой Хабиба делает то, что у каждого амбассадора есть своя лояльная аудитория, пристально следящая за личными успехами героя.

    «Мы безоговорочно верили в титул Махачева, готовились к этому, у нас есть планы на каждого амбассадора, — продолжает директор по маркетингу Fitroo в интервью «Ведомости. Спорту». — Вся команда Хабиба — сильные духом спортсмены, которые достойны быть чемпионами. Но во главу угла мы ставим самого Хабиба — легенду, помогающую другим становиться чемпионами».

    Популярный боец MMA выглядит идеальным инфлюенсером для бренда благодаря концентрированной мужской аудитории, запоминающемуся образу, отмечает в разговоре с «Ведомости. Спортом» основатель агентства Players Василий Ящук.

    Все чемпионы UFC из России /NFC

    «При этом боец MMA подходит не всем категориям продуктов, — уточняет Ящук. — С ним рискованно рекламировать FMCG-категорию (товары повседневного спроса. — «Ведомости. Спорт»), ведь часть аудитории может не принять новое позиционирование. Серьезные рекламные инвестиции опасны ввиду возможных скандалов: драк, потасовок. Поэтому бренды, не связанные напрямую со спортом, предпочитают работать с музыкантами, артистами и просто блогерами — рисков меньше».

    Представитель рекламного рынка добавляет, что еще опаснее для потенциальных партнеров, когда успешность бренда привязана к победам бойца, а он может начать проигрывать. Поэтому для успешной монетизации так важно развиваться не только как спортсмену, но и как медийному лицу, которое было бы популярно по умолчанию, без привязки к достижениям. 

    «Победа Ислама Махачева вознесла его на олимп славы UFC, но пока не сделала из него легенду в медийном плане, — резюмирует Ящук. — В наше время это разные вещи. После побед в октагоне команде Ислама необходимо заняться его медийным развитием. Сейчас Ислам, безусловно, интересен букмекерам, энергетикам и спортивным товарам, но мал в медийном плане для FMCG-категории, которая отличается большими бюджетами и крайне щепетильным выбором селебрити для партнерства».

    В легком весе нет соперников

    У Махачева сейчас нет соперников, способных его победить в легкой весовой категории, уверен Василевский, — в том числе потому, что Ислам давно тренируется в одной команде с Хабибом Нурмагомедовым.

    «Составить Исламу конкуренцию некоторые бойцы могут, но выиграть у него бой — нет, — считает он. — Во-первых, из-за универсальных умений Махачева. Во-вторых, не стоит недооценивать фактор подготовки к топовым соперникам вместе с Хабибом: например, еще перед его боями с Дастином Порье или Джастином Гейджи в команде разбирали этих соперников, Махачев изначально лучше к ним готов. А у проигравших Хабибу американцев, если они будут выходить против представителя той же школы, наверняка окажется меньше уверенности в себе».

    Махачев даже более разносторонний, чем Хабиб, хоть и не такой мощный, добавляет Василевский. Он считает Ислама спортсменом без очевидных слабых мест, способным за счет высочайшего бойцовского IQ в нужный момент активировать нужное умение, чтобы добиться победы над любым соперником.

    Когда и с кем теперь будет биться Махачев, пока не ясно. Основной вариант развития карьеры — встреча с австралийцем Алексом Волкановски, чемпионом полулегкого веса и нынешним лидером рейтинга UFC вне зависимости от весовых категорий, который готов подняться в более тяжелую категорию. После победы и титула Махачев занимает в рейтинге третье место.

    Такой план сразу после боя озвучил Хабиб, а сам Волкановски ответил, что согласен. Официальной реакции UFC пока нет, на 12 февраля 2023 г. уже назначен турнир UFC 284 в австралийском Перте.