Профессор, аристократ и дама – главные неудачники в истории выборов главы МОК

    Некоторые проигравшие кандидаты оказали большое влияние на развитие мирового спорта
    Американка Анита Дефранц в 2001 г. стала первой женщиной – кандидатом на выборах президента МОК
    Американка Анита Дефранц в 2001 г. стала первой женщиной – кандидатом на выборах президента МОК /EPA / ТАСС

    У Международного олимпийского комитета (МОК) скоро будет новый руководитель – выборы пройдут на очередной сессии организации 20 марта. На место 71-летнего Томаса Баха, который решил не переизбираться, претендуют семь кандидатов, но фаворитов – трое. В числе главных соискателей важной должности глава World Athletics британец Себастьян Коу, испанец Хуан Антонио Самаранч-младший (сын президента МОК в 1980–2001 гг.) и двукратная олимпийская чемпионка по плаванию Кирсти Ковентри из Зимбабве, которая может стать первой женщиной во главе комитета.

    На 12 лет правления Томаса Баха пришлось, пожалуй, слишком много форс-мажорных ситуаций: масштабный допинг-скандал вокруг российского спорта, перенос Игр-2020 на год в связи с пандемией, отстранение россиян и белорусов из-за военного конфликта на Украине. Как с этими вызовами справился бы другой президент, можно только фантазировать. К примеру, в 2013 г. на кресло главы МОК претендовал олимпийский чемпион по прыжкам с шестом украинец Сергей Бубка. За более чем 130-летнюю историю организации среди соискателей ее топ-должности было много значимых персон, а некоторые, несмотря на поражение, оказали серьезное влияние на развитие спорта.

    За права женщин

    Первые выборы президента МОК с участием нескольких кандидатов прошли в 1901 г. На тот момент пост занимал инициатор возрождения олимпийского движения барон Пьер де Кубертен, а первым формальным руководителем организации был грек Деметриус Викелас – по первоначальному регламенту должность отводилась представителю той страны, где планировались ближайшие Игры (первая Олимпиада современности прошла в 1896 г. в Афинах).

    Олимпиаду-1904 принимали США, поэтому на пост нового президента МОК претендовал американец Уильям Слоун. Профессор латыни и истории в университетах Принстона и Колумбии увлекался литературой и работал редактором, а кроме того, стал основателем Олимпийского комитета США и организовал поездку сборной на первую Олимпиаду, где американцы сразу же выиграли командный зачет с 11 золотыми медалями. За 31 год работы в МОК Слоун сыграл большую роль в допуске к соревнованиям женщин и расширении дисциплин с их участием – от трех в 1900 г. до семи в 1928 г., когда он скончался. Но возглавлять комитет он отказался, заявив, что барон де Кубертен – кстати, противник участия женщин в Играх – должен быть пожизненным президентом.

    Летом и зимой

    Кубертен занимал пост главы МОК почти 30 лет, а после ухода из организации и до конца жизни носил звание почетного президента. В итоге первые неноминальные выборы руководителя олимпийского движения прошли лишь в 1925 г. В них участвовал, хотя и получил во втором туре всего один голос, француз Жюстиньен Клари, бронзовый призер Игр-1900 в стендовой стрельбе. Появление зимних Олимпиад во многом его заслуга.

    Фигурное катание раньше остальных зимних дисциплин вошло в олимпийскую программу еще в 1908 г. Тогда в Лондоне в рамках летних Игр четыре комплекта медалей разыграли фигуристы. Но официальный дебют зимних Олимпиад состоялся в 1924 г. К тому времени альпийские горные курорты уже завоевали популярность среди любителей и Кубертен уже не мог игнорировать зимний спорт.

    Когда было решено, что летняя Олимпиада-1924 пройдет в Париже, Клари и еще один член МОК – француз маркиз де Полиньяк (глава известного бренда шампанского Pommery & Greno) предложили той же зимой «организовать во Франции зимнюю спортивную неделю и связать это мероприятие с Олимпийскими играми». Местом проведения был выбран курорт Шамони, в программе было представлено девять видов спорта, а мероприятие – сателлит летних Игр – 1924 в итоге было признано первой зимней Олимпиадой.

    Горы денег

    Зимние Игры вернулись во Францию только в 1968 г. Важную роль в их организации тогда сыграл президент национального олимпийского комитета Жан де Бомонт, который дважды неудачно претендовал на пост главы МОК. Помимо работы в спорте Бомонт активно развивал свой бизнес в Африке и Азии. Путешествия по неблагополучным странам побудили аристократа Бомонта в 1962 г. организовать в МОК специальный комитет для развития спорта по всему миру. Во многом благодаря этому на летней Олимпиаде – 1964 дебютировали 12 африканских стран, а к настоящему времени спортсмены этого континента завоевали более 450 медалей Игр. Правда, в зимних дисциплинах африканские страны еще не нашли своего медального героя, но несколько их представителей регулярно участвуют в Олимпиадах.

    Зимний спорт развивали в основном европейцы. В 1980 г. на выборах президента МОК испанцу Хуану Антонио Самаранчу уступил швейцарец Марк Ходлер, возглавлявший международную федерацию лыжного спорта рекордные 47 лет.

    Одним из главных достижений Ходлера стал запуск Кубка мира по горным лыжам в 1967 г. Швейцарец не был инициатором этого нового турнира (тогда еще ни в одной зимней дисциплине не было подобного старта), но он не стал противиться идее, взял ее под крыло федерации и коммерциализировал благодаря популярности горных лыж среди любителей.

    Так, титульным спонсором турнира стал бренд воды Evian, курорты и экипировщики были рады финансово поддерживать этапы и спортсменов, а Ходлер таким образом позволял лыжникам-любителям умеренно зарабатывать. Это привело его к конфликту с членами МОК в 1972 г., когда серебряного призера Игр-1964 австрийца Карла Шранца объявили профессионалом за то, что он зарабатывал $50 000–60 000 в год, и отстранили от участия в Олимпиаде. И хотя президентом МОК в то время был крупный американский бизнесмен Эйвери Брендедж, сколотивший на недвижимости и инвестициях к 1960 г. около $25 млн, зарабатывать спортсменам-любителям он строго запрещал.

    На Олимпиаде-1968 Брендедж даже отказался посетить горнолыжные соревнования, назвав их «неприятными» из-за популярности, которой пользовались спортсмены, ставшие, по его мнению, ходячими «рекламными щитами». И хотя Шранца все-таки отстранили от Игр, Ходлер выступил против решения МОК, запустив процесс легализации профессионалов на Олимпиадах – их допустили в 1981 г.

    Борец с допингом

    При президентстве Самаранча – с 1980 по 2001 г. – МОК стал прибыльной организацией и повысил популярность Олимпиад. Если ТВ-права на зимние и летние Игры – 1980 стоили $122 млн, то за Игры-2000 телекомпании уже заплатили $1,85 млрд, а спонсорский доход благодаря введению программы глобального партнерства с нуля вырос до $550 млн. Немаловажную роль в превращении олимпийского движения в бизнес сыграл канадец Дик Паунд, который в 1980-е и 1990-е был вице-президентом МОК и главой департаментов, отвечавших за теле- и маркетинговые права.

    Кроме того, Паунд активно боролся за чистоту спорта, в результате чего в 1999 г. появилось Всемирное антидопинговое агентство (WADA) – его канадец и возглавил. Дебютом организации стали Игры-2000 в Сиднее. В том году было проведено более 2000 внесоревновательных тестов, а на Играх процесс допинг-тестирования контролировали 15 экспертов WADA. Но все это не помогло Паунду победить на президентских выборах МОК в 2001 г. Канадец занял третье место. А вот WADA Паунд возглавлял до 2007 г., а после участвовал в допинг-расследованиях как приглашенный эксперт.

    Женское начало

    В выборах президента МОК 2001 г., где победил бельгиец Жак Рогге, впервые приняла участие женщина – призер Олимпиады-1976 в академической гребле Анита Дефранц. Попав в МОК в 1986 г., она вскоре возглавила комиссию по делам женщин в спорте и стала вице-президентом. Но патриархальность организации (в 2001 г. из 107 членов МОК женщин было всего девять) не позволила американке подняться по карьерной лестнице: с девятью голосами в первом раунде она заняла последнее место. Тогда целью Аниты стало расширять присутствие женщин в спорте. «Когда я выступала на Олимпиаде-1976, женщины составляли только 20% участников. Спустя 45 лет, в Токио – уже 48,8%», – делилась Дефранц своими успехами. Нынешний состав МОК тоже стал более гендерно сбалансированным – в списке членов организации 47 женщин (42%).