Уравнение скорости: как теннис пришел к разнообразию покрытий
100 лет назад почти все главные турниры играли на травена US Open на трех покрытиях: траве (1974 г.), грунте (1976 г.) и харде (1978-й
и 1982–1983 гг.)
В Турине вот-вот определится чемпион Итогового турнира Ассоциации теннисистов-профессионалов (АТР). Лидеры мирового рейтинга – испанец Карлос Алькарас (№ 1) и итальянец Янник Синнер (№ 2) – сыграют в финальном матче. В 2025 г. они на двоих уже выиграли восемь из 13 топ-турниров, при этом в трех из четырех финалов «Большого шлема» встречались друг с другом. Немец Александр Зверев (№ 3) объясняет лидерство Алькараса и Синнера в том числе особенностью покрытия кортов. «Я ненавижу, когда корты все время одинаковые по скорости. Директора турниров к этому стремятся, потому что хотят, чтобы Янник и Карлос хорошо играли на каждом турнире», – досадовал Зверев на «Мастерсе» в Шанхае 2025 г., где индекс скорости покрытия (этот показатель фиксирует уровень сохранения энергии мяча при отскоке) за год снизился с 40,8 до 32,9.
Спорный момент
Схожего мнения придерживается и легенда мирового тенниса Роджер Федерер: «Более слабые игроки на медленных кортах должны сделать больше суперударов, чтобы обыграть Синнера. На быстрых же кортах для этого понадобилось бы лишь несколько мощных ударов в нужный момент. Но директорам турниров нравится финал Синнер – Алькарас: это идет на пользу игре». Правда, не все турниры снижают скорость кортов. Так, в 2025 г. покрытие стало быстрее на «Мастерсах» в Майами, Цинциннати и Торонто. В Канаде индекс дошел до рекордных для турнира 44,6, но туда ни Алькарас, ни Синнер в 2025-м не доехали. Но и это, похоже, работает на нынешних лидеров.
Считается, что молодые игроки (а Алькарасу и Синнеру 22 и 24 года) имеют преимущество на быстрых кортах из-за скорости реакции и движения. Но современные топ-теннисисты стали более универсальными – лучше умеют подстраиваться под особенности кортов. Многие звезды прошлых лет были специалистами по одному покрытию. Так, королем грунта более 15 лет считался испанец Рафаэль Надаль, 14 раз выигравший за карьеру «Ролан Гаррос» – 63% его титулов «Большого шлема». А американец Пит Сампрас в 1990-е стал семикратным чемпионом травяного Уимблдона – 50%.
Травка зеленеет
До XVI в. в жё-де-пом (или «игра ладонью»), которую считают прообразом тенниса, играли в закрытых залах на деревянном полу или на импровизированных площадках – грунтовых или каменных – во дворах. Отскок мяча на таких покрытиях был абсолютно непредсказуем – и игроки постепенно перебрались на газон. Часто использовались поля для крокета, более популярного в то время в Англии.
В 1872 г. в Англии появился первый клуб по игре в мяч ракетками на траве, а вид спорта получил название «лаун-теннис», или «теннис на лужайке». А в 1877 г. прошел дебютный Уимблдон – и по сей день главный травяной турнир мирового тенниса.
Еще в первой половине XX в. трава оставалась самым востребованным покрытием теннисных кортов. До 1925 г. на ней проводились все главные турниры сезона – пока топ-статус не получил французский «Ролан Гаррос», который разыгрывали на популярном в то время в континентальной Европе грунте. На открытых чемпионатах США (US Open) и Австралии (Australian Open) до 1970–1980-х теннисисты определяли чемпионов на траве. Уимблдон же до сих пор остается верен травяному покрытию, но его характеристики за 150 лет изменились.
Скоростной режим
Розыгрыши на траве считаются самыми быстрыми: мяч после отскока сохраняет в районе 70% скорости и поднимается над травой не так высоко, вынуждая совершать удар быстрее. «Корт быстрый не только в том смысле, что у вас мало времени, чтобы среагировать на мяч. Вместо того чтобы отскочить вверх, мяч скользит к вам», – объясняет специфику Кейтлин Томпсон, соучредитель журнала Racquet Magazine.
Подтверждает тезис о сложности травяного покрытия и большое количество подач навылет. Так, на Уимблдоне 2025 г. в одиночных разрядах случилось 3506 эйсов, а на хардовом US Open – 3256. Четырехкратный чемпион Уимблдона 1960-х австралиец Род Лейвер так описывал игру на траве: «Я часто сам себе удивляюсь. Тут невозможно спланировать несколько удачных ударов подряд, если только ты не под кайфом. А единственная трава, к которой я неравнодушен, – это уимблдонская».
При этом трава – непрактичное покрытие, требующее сложного ухода. Отчасти поэтому в календаре осталось немного соревнований на травяных кортах: по семь в ATP- и WTA-турах – и только в течение июня.
Например, корты Уимблдона начинают готовить к следующему году сразу после завершения турнира. Сначала траву срезают до 1 мм и добавляют порядка тонны новых семян рода райграс. А затем тщательно ухаживают (поливают, удобряют, добавляют мелкодисперсную почву, пропалывают) и стригут, доводя к лету высоту до 8 мм.
До 2001 г. ухаживать за газоном на Уимблдоне было еще сложнее, так как покрытие состояло из смеси двух видов трав: 30% овсяницы красной и 70% райграса. Но ради износостойкости и однородности рисунка агрономы турнира перешли на один сорт, что привело к снижению скорости игры из-за более высокого отскока. Изменение характеристик покрытия и эволюция ракеток сделали теннис на траве более оборонительным – это подтверждают и залысины на кортах в зонах задней линии, появляющиеся ближе к концу Уимблдона.
И все же лучшие игроки продолжают использовать непредсказуемость травяного покрытия и играть рискованно. «Для меня это просто красиво, потому что я хочу делать резаные и укороченные удары, постоянно выходить к сетке и играть агрессивно. Думаю, на траве нужно играть именно так», – делится победитель Уимблдона 2023 и 2024 гг. и финалист 2025 г. Карлос Алькарас.
Корт из кирпича
Грунт в теннисе – полная противоположность травы: на нем самый медленный и высокий отскок, что приводит к продолжительным матчам. Суммарное время мужских и женских финалов за 2024 и 2025 гг. на «Ролан Гарросе» составило почти 14 часов. Ближайший по продолжительности Australian Open не добрался и до 10 часов.
Грунтовые корты не зря ассоциируются с Францией. Именно там была запротоколирована первая попытка использовать такое покрытие для тенниса. В 1890 г. семикратный чемпион Уимблдона англичанин Уильям Реншоу в своей теннисной школе в Каннах решил исправить выгоревший на солнце травяной корт, посыпав его красным порошком из измельченных бракованных терракотовых горшков. Новое покрытие стало идеальным для стран с жарким климатом.
В дореволюционной России в теннис тоже играли на подобии грунтовых кортов. В самом масштабном теннисном клубе на Крестовском острове в Петербурге было до 10 земляных площадок, усыпанных песком. В 1907 г. там прошел первый чемпионат России по теннису, а к 1909 г. клуб насчитывал уже более 130 членов.
Распространению грунтовых теннисных кортов в начале XX в. способствовала английская фирма с французским названием En Tout Cas («при любых обстоятельствах»). Нейминг идеально соответствовал сути: порошок для покрытия из измельченного камня и кирпича можно было использовать в регионах с любым климатом. Руководитель компании Клод Браун, управляющий кирпичным заводом, нашел такие пропорции, которые позволяли покрытию не задерживать влагу. За пять лет фирма построила более 100 кортов с грунтовым покрытием и продолжила наращивать обороты, подготовив площадки в том числе и для чемпионата Франции (будущего «Ролан Гарроса»).
Грунтовые корты знамениты специфическим оранжево-красным цветом – его формирует верхний слой до 3 мм крошки из красного кирпича. Но, например, в США самым распространенным является покрытие зеленого цвета, где вместо кирпича используют крошку горной породы амфиболит, распространенной в Виргинии. И зеленые корты получаются жестче, быстрее и с более предсказуемым отскоком.
Жесткий тип
На зеленом грунте в 1976 г. очередной US Open выиграл Джимми Коннорс – в итоге он стал единственным, кому удалось победить на американском Шлеме на трех видах покрытия. До 1974 г. турнир проводился на траве, с 1975 по 1977 г. – на грунте, а в 1978 г. переехал в Национальный теннисный центр с хардовыми площадками – его буквально за год обустроили на месте обветшалого стадиона, возведенного ко Всемирной выставке 1964 г.
Большой шлем долго не замечал хардовые корты, которые появились еще в 1920-х гг., – новшество предложила рынку американская компания Laykold. А в 1930-е на ровный, экономичный и быстро сохнущий хард переехал второй по значимости турнир США – чемпионат Тихоокеанского побережья.
Основа харда – это асфальт и бетон. Чем мягче базовая часть, тем корт более амортизирующий и медленный. Дальше идут слои акрила с различными примесями. Но использовать акрил стали только в 1950-х, чтобы выровнять асфальт и повысить долговечность. А затем для контроля скорости мяча и уменьшения скольжения в акрил стали добавлять песок. Каждый бренд экспериментирует с пропорциями и слоями, что влияет на скоростные показатели покрытия. Так, US Open долгое время был быстрее Australian Open (турнир сменил траву на хард в 1988 г.). Но организаторы турнира в Мельбурне несколько раз меняли производителя покрытия (в 2008 и 2019 гг.) – и теперь австралийские корты обходят по индексу скорости американские.
Усредненность харда по скорости и отскоку по отношению к быстрой траве и медленному грунту вывела его за несколько десятилетий в лидеры по числу турниров. Если в 1970 г., когда стартовал прообраз ATP-тура – Гран-при Международной федерации тенниса, на харде проходило 33% турниров, то к началу XXI в. доля увеличилась до 50%, а в 2025 г. составляла уже 60%.
Хард практичнее и дешевле в уходе, но значительно вреднее для теннисистов, так как при резких торможениях на жестком покрытии суставы и мышцы подвержены большей нагрузке. В 2017 г. об этом говорил Рафаэль Надаль: «Это покрытие гораздо агрессивнее травы или грунта во всех отношениях: для тазобедренного сустава, для коленей, для лодыжек, для спины».
И организаторы турниров, и производители покрытий понимают, что здоровье теннисистов для них – важный ресурс, поэтому продолжают внедрять различные инновации не только для ускорения кортов, но и для снижения их травматичности. К примеру, в компании Laykold, которая с 2020 г. сотрудничает с US Open, разработали технологии, которые снижают воздействие покрытия на суставы на 14–21%, минимизируя глубину вдавливания стопы. Причем часть амортизационных элементов изготавливают из переработанных теннисных мячей, тем самым соблюдая и экологичность производства.