Статья опубликована в № 3197 от 27.09.2012 под заголовком: Нет денег на перроны

Кто оплатит перроны в "Домодедово"

В «Домодедово» срочно нужно реконструировать перроны, иначе аэропорт не сможет увеличивать пропускную способность, считают в Минтрансе. Но у бюджета денег на это нет
М.Стулов / Ведомости
«Домодедово»

крупнейший аэропорт России. выручка (данные компании, 2011 г.) – 35,77 млрд руб. Чистая прибыль – 14,95 млрд руб.

Увеличивать пропускную способность в «Домодедово», строить новые пассажирские терминалы без реконструкции существующих и строительства новых перронов (соединяют аэродром с терминалами, используются для посадки/высадки пассажиров и погрузки/выгрузки багажа) невозможно, выяснили чиновники на совещании в Минтрансе 3 сентября (копия протокола есть у «Ведомостей»). Стоимость этих работ подведомственный Росавиации «Аэропроект» оценил в 12 млрд руб., знают один из участников встречи и федеральный чиновник. Но этих денег в бюджете нет, добавляет последний.

По итогам заседания Росавиации поручено предложить «Домодедово» «рассмотреть вариант строительства перронов за счет внебюджетных средств на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП)», говорится в протоколе. Срок – 12 сентября. Но «Домодедово» отказалось от ГЧП, говорит близкий к Росавиации источник (представитель службы это не комментирует). «Домодедово» не против сотрудничества, но готово его рассматривать после внесения поправок в закон о концессиях, уточнил представитель аэропорта. Предусмотренный сейчас срок возврата вложений по таким проектам – 10–15 лет – слишком длинный, необходимо предусмотреть иные меры стимулирования инвесторов, говорит представитель «Домодедово».

Перроны на аэродромах, как и взлетно-посадочные полосы, – собственность государства, аэропорты их лишь арендуют. «Домодедово» уже перегружено: по состоянию инфраструктуры аэропорта на конец мая максимальный трафик аэропорта – 19 млн человек, рассказывал источник в Минтрансе. В 2011 г. аэропорт обслужил 25,7 млн человек. В планах «Домодедово» к концу этого года завершить реконструкцию терминала Т1, а в 2013 г. запустить терминал Т2 – это должно увеличить пропускную способность аэропорта до 29 млн человек.

«Перроны в аэропорту действительно подлежат реконструкции, – соглашается представитель «Домодедово», впрочем подчеркивая: – Имеющихся в ФЦП 2,7 млрд руб. достаточно, чтобы обеспечить первоочередные мероприятия по реконструкции перронов до 2015 г. включительно». Источник, близкий к «Аэропроекту», не согласен: 6 млрд руб. необходимо только на реконструкцию старых перронов. «Они настолько изношены, что проще строить новый объект», – считает собеседник «Ведомостей». Еще 6 млрд руб. нужны для перронов под новую полосу и они в бюджете тоже не предусмотрены, добавляет он. Представитель «Аэропроекта» это не комментирует.

Для «Домодедово» в бюджете до 2015 г. предусмотрено 17,6 млрд руб., в том числе 14,9 млрд руб. – на новую взлетно-посадочную полосу (новую ВПП-2). Средства можно перераспределить: внесение изменений в федеральную адресную инвестпрограмму занимает пару месяцев, говорит собеседник. Представитель Минэкономразвития на совещании тоже отмечал, что в ФЦП целевое назначение средств определено как «реконструкция и развитие аэропорта «Домодедово», поэтому «наиболее оптимальный вариант может быть выбран на основании дополнительной проработки», рассказывает участник встречи.

К тому же сроки строительства новой ВПП-2 (взамен существующей) могут быть перенесены. Специалисты «Аэропроекта» выяснили, что покрытие можно эксплуатировать на год дольше – до 2017 г. (ранее было до 2016 г.). Поэтому начинать строительство нужно было уже в 2011 г., иначе аэропорт мог остаться с одной полосой на год.

Направление бюджетных средств на реконструкцию перронов выглядит логично, особенно если ресурс взлетно-посадочной полосы будет продлен, считает глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. А искать внебюджетные средства на строительство новой полосы будет создаваемая аэродромная госкомпания (см. врез), полагает эксперт. Что касается «Домодедово», то вкладываться в реконструкцию рискованно: схема, предложенная в аналогичной ситуации «Внуково» (возмещение затрат за счет освобождения от аренды), окупит его за 10–15 лет, что для инфраструктурного проекта оптимально, но для частного инвестора многовато, отмечает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать