Кто оплатит перроны в "Домодедово"

В «Домодедово» срочно нужно реконструировать перроны, иначе аэропорт не сможет увеличивать пропускную способность, считают в Минтрансе. Но у бюджета денег на это нет
М.Стулов / Ведомости

«Домодедово»

крупнейший аэропорт России. выручка (данные компании, 2011 г.) – 35,77 млрд руб. Чистая прибыль – 14,95 млрд руб.

Увеличивать пропускную способность в «Домодедово», строить новые пассажирские терминалы без реконструкции существующих и строительства новых перронов (соединяют аэродром с терминалами, используются для посадки/высадки пассажиров и погрузки/выгрузки багажа) невозможно, выяснили чиновники на совещании в Минтрансе 3 сентября (копия протокола есть у «Ведомостей»). Стоимость этих работ подведомственный Росавиации «Аэропроект» оценил в 12 млрд руб., знают один из участников встречи и федеральный чиновник. Но этих денег в бюджете нет, добавляет последний.

По итогам заседания Росавиации поручено предложить «Домодедово» «рассмотреть вариант строительства перронов за счет внебюджетных средств на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП)», говорится в протоколе. Срок – 12 сентября. Но «Домодедово» отказалось от ГЧП, говорит близкий к Росавиации источник (представитель службы это не комментирует). «Домодедово» не против сотрудничества, но готово его рассматривать после внесения поправок в закон о концессиях, уточнил представитель аэропорта. Предусмотренный сейчас срок возврата вложений по таким проектам – 10–15 лет – слишком длинный, необходимо предусмотреть иные меры стимулирования инвесторов, говорит представитель «Домодедово».

Перроны на аэродромах, как и взлетно-посадочные полосы, – собственность государства, аэропорты их лишь арендуют. «Домодедово» уже перегружено: по состоянию инфраструктуры аэропорта на конец мая максимальный трафик аэропорта – 19 млн человек, рассказывал источник в Минтрансе. В 2011 г. аэропорт обслужил 25,7 млн человек. В планах «Домодедово» к концу этого года завершить реконструкцию терминала Т1, а в 2013 г. запустить терминал Т2 – это должно увеличить пропускную способность аэропорта до 29 млн человек.

«Перроны в аэропорту действительно подлежат реконструкции, – соглашается представитель «Домодедово», впрочем подчеркивая: – Имеющихся в ФЦП 2,7 млрд руб. достаточно, чтобы обеспечить первоочередные мероприятия по реконструкции перронов до 2015 г. включительно». Источник, близкий к «Аэропроекту», не согласен: 6 млрд руб. необходимо только на реконструкцию старых перронов. «Они настолько изношены, что проще строить новый объект», – считает собеседник «Ведомостей». Еще 6 млрд руб. нужны для перронов под новую полосу и они в бюджете тоже не предусмотрены, добавляет он. Представитель «Аэропроекта» это не комментирует.

Для «Домодедово» в бюджете до 2015 г. предусмотрено 17,6 млрд руб., в том числе 14,9 млрд руб. – на новую взлетно-посадочную полосу (новую ВПП-2). Средства можно перераспределить: внесение изменений в федеральную адресную инвестпрограмму занимает пару месяцев, говорит собеседник. Представитель Минэкономразвития на совещании тоже отмечал, что в ФЦП целевое назначение средств определено как «реконструкция и развитие аэропорта «Домодедово», поэтому «наиболее оптимальный вариант может быть выбран на основании дополнительной проработки», рассказывает участник встречи.

К тому же сроки строительства новой ВПП-2 (взамен существующей) могут быть перенесены. Специалисты «Аэропроекта» выяснили, что покрытие можно эксплуатировать на год дольше – до 2017 г. (ранее было до 2016 г.). Поэтому начинать строительство нужно было уже в 2011 г., иначе аэропорт мог остаться с одной полосой на год.

Направление бюджетных средств на реконструкцию перронов выглядит логично, особенно если ресурс взлетно-посадочной полосы будет продлен, считает глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. А искать внебюджетные средства на строительство новой полосы будет создаваемая аэродромная госкомпания (см. врез), полагает эксперт. Что касается «Домодедово», то вкладываться в реконструкцию рискованно: схема, предложенная в аналогичной ситуации «Внуково» (возмещение затрат за счет освобождения от аренды), окупит его за 10–15 лет, что для инфраструктурного проекта оптимально, но для частного инвестора многовато, отмечает эксперт.