Гражданское самолетостроение будет выделено в отдельную компанию и продано инвесторам

Ее акционерами станут госбанки, затем может прийти и частный капитал
Через год ОАК будет состоять из четырех дивизионов: военной авиации (выпуск истребителей), транспортной и специальной (бомбардировщики)/ Сергей Бобылев / ТАСС

В конце 2019 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) завершит переход на единую акцию, рассказал в интервью «Ведомостям» президент ОАК Юрий Слюсарь (см. стр. 08). Сама ОАК на 92,3% принадлежит Росимуществу, в нее входит около 100 компаний, разбитых на субхолдинги. Через год ОАК будет состоять из четырех дивизионов: военной авиации (выпуск истребителей), транспортной и специальной (бомбардировщики); а гражданский дивизион, по словам Слюсаря, станет отдельной дочерней компанией корпорации.

«Мы предполагаем, что в капитале гражданской «дочки» будут участвовать наши стратегические финансовые партнеры», – сообщил Слюсарь. Три человека, близких к ОАК, рассказали, что госбанки или их структуры получат контрольный пакет в будущей гражданской авиастроительной компании, доля ОАК станет ниже 50%. Это позволит вывести гражданское авиастроение из-под санкций, которые наложены на ОАК, объясняют собеседники. «Мы в первую очередь обсуждаем вопрос инвестирования с государственными банками, – говорит Слюсарь. – Их участие в капитале положительно сказалось бы на капитализации и качестве корпоративного управления».

Вопрос инвестирования в гражданскую «дочку» обсуждается с ВЭБом, Сбербанком, ВТБ, говорят три человека, близких к ОАК. Основным инвестором будет ВЭБ, уверяют два из них, также велика вероятность участия Сбербанка.

ВЭБу уже принадлежат около 5% самой ОАК и порядка 17% компании «Сухой» (один из крупнейших субхолдингов ОАК, выпускает истребители Су-30, Су-35 и Су-57, на его основе сформирован военный дивизион), эти акции будут конвертированы в акции будущей гражданской «дочки», говорит человек, близкий к ОАК, заплатят ли госбанки живые деньги за акции «дочки» и если да, то сколько, станет ясно после оценки.

«Банки с госучастием наверняка решают и государственные задачи (инвестируя в авиастроение. – «Ведомости»). Но мы хотим сформировать такую модель, которая будет предлагать финансовый интерес. Мы твердо убеждены: несмотря на то что инвестиции в гражданские авиастроительные проекты велики, а потребуются и еще значительные вложения, продукты, которые создаются в гражданском дивизионе, прежде всего МС-21, обеспечат его успешную деятельность на долгие годы, – говорит Слюсарь. – Возможно и участие иностранных партнеров, в отрасли на эту тему есть хороший кейс «Вертолетов России» (12,5% в этом холдинге в 2016 г. купил суверенный фонд Абу-Даби Mubadala в партнерстве с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). – «Ведомости»)». На определенном этапе к поиску инвесторов для гражданской «дочки» может быть привлечен РФПИ, говорит человек, близкий к ОАК.

Гражданская «дочка» будет сформирована путем объединения следующих компаний, рассказал Слюсарь: «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), корпорация «Иркут» (выпускает истребители Су-30 и создала среднемагистральный лайнер МС-21-300), КБ Яковлева, «Аэрокомпозит» (производит композитные комплектующие для того же МС-21) и несколько более мелких.

Присоединяться компании будут к «Иркуту», затем гражданская компания будет переименована, говорят два собеседника в ОАК. В прошлом году было решено, что к «Иркуту» присоединятся все военные заводы и даже сама ОАК, а гражданский дивизион будет сформирован на основе ГСС, но теперь конфигурация изменилась.

Пока гражданское авиастроение России представлено компанией ГСС, с 2011 г. поставляющей на рынок лайнеры SSJ100. Все годы производственной деятельности она имела сотни миллионов долларов убытка (кроме 2017 г., когда убыток снизился до 6,8 млрд руб.), а максимальный выпуск самолетов составил 37 и 34 шт. в 2014 и 2017 гг. соответственно.

Но в 2020 г. планируется начать поставки МС-21, закрывающего самую емкую нишу в гражданской авиации, в 2025 г. «Иркут» должен выйти на производство 70 МС-21 в год, одновременно Иркутский авиазавод прекратит выпуск истребителей и станет гражданским, рассказал Слюсарь. С учетом ежегодного выпуска не менее 30 SSJ100, 12 региональных Ил-114 (сейчас разрабатывается модернизированная модель Ил-114-300) и мелкосерийных Ту-214 и Ил-96 производство гражданской «дочки» составит 120–130 судов в год, прогнозирует он. При таком выпуске выручка гражданской «дочки» с учетом послепродажного обслуживания будет превышать $5 млрд в год, а большая серия обеспечит финансовую эффективность, говорит человек, близкий к ОАК. В 2017 г. корпорация от гражданской продукции выручила 75 млрд руб.

Представитель Минпромторга на запросы не ответил. Представители Сбербанка, ВТБ, ВЭБа и РФПИ от комментариев отказались.

«Переход ОАК на единую акцию повысит эффективность холдинга. А выделение гражданской «дочки» позволит привлекать в авиастроение инвесторов, развивать ее по образцу успешных иностранных конкурентов и существенно повысить капитализацию российского авиастроения», – считает член совета директоров ОАК Евгений Юрченко.

«Обособление гражданского дивизиона от военного – мировая практика: у них различные клиенты, разные производственные культуры и требования к разработке, между ними нет синергии, кроме научно-технического задела», – говорит партнер Arthur D. Little Артем Малков. Привлечение частных инвесторов в оборонные холдинги – правильный тренд, правда, у ОАК основные гражданские продукты находятся на стадии разработки, нет «дойной коровы» – продукта, который приносил бы стабильно высокий доход, заключил он.