Мнения / Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 4402 от 07.09.2017 под заголовком: Компания недели: Объединенная авиастроительная корпорация

Окончательно объединенная авиастроительная корпорация

Станет ли ОАК эффективнее после перехода на единую акцию
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

ОАК начала реальные корпоративные действия по переходу на единую акцию: в прошлую пятницу советы директоров самой ОАК, ее «дочки» корпорации «Иркут» и «внучки» «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) приняли решение о слиянии в одну компанию, которая объединит в себе отечественное гражданское самолетостроение.

Решение перейти на единую акцию ОАК приняла еще в декабре 2016 г. По задумке это должно повысить управляемость холдинга. Авиазаводы ОАК разбросаны по всей России, от Комсомольска-на-Амуре до Таганрога, все они огромные, часто градообразующие предприятия, на которые завязаны интересы местных администраций и гендиректоров. А интересы последних часто противоречат интересам самой ОАК, которая, может, и хотела бы сократить избыточные мощности и персонал, вывести на аутсорсинг нижние переделы. Производственные площади ОАК составляют 44 млн кв. м, это примерно на четверть больше, чем у четырех крупнейших авиастроительных концернов в мире, Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier, вместе взятых. А самолетов ОАК в 2014 г. произвела в 14,5 раза меньше.

Но сокращению ненужных производственных линий сопротивляются и руководители заводов, и губернаторы, и часто полпреды. Самым влиятельным чиновникам и руководителям на местах удается получать одобрение правительства и президента на свои проекты в обход и даже без ведома самой ОАК. Другой инструмент борьбы с преобразованиями – письма в правоохранительные органы и прокуратуру.

Руководя единым предприятием, а не структурой из сотни юрлиц и нескольких субхолдингов, президент ОАК Юрий Слюсарь сможет легче преодолевать инертность. В связи с этим особенно важной его победой выглядит вторая пятничная новость: многолетний президент «Иркута» – всемогущий и неприкасаемый Олег Демченко покидает этот пост и понижается до первого вице-президента. «Иркут», как известно, самый самостоятельный холдинг в составе ОАК. Говорят, руководство ОАК не очень хорошо представляет, что происходит в «Иркуте», как продвигаются его программы, в том числе важнейшая и политически нагруженная – по разработке среднемагистрального самолета МС-21.

Другая внутренняя проблема ОАК, которую может решить переход на одну акцию, – непрекращающаяся борьба между холдингами «Иркут» и «Сухой». Оба производят главную гордость российского авиапрома – истребители Су-30 и Су-35 соответственно. До создания ОАК в 2006 г. холдинги конкурировали между собой за гособоронзаказ, но в составе ОАК конкуренция стала нездоровым соперничеством, которое отнимает много энергии и сил. Можно много критиковать первый российский гражданский самолет SSJ100, который выпускает входящая в «Сухой» ГСС, но несомненно, что ГСС сейчас первой в России приобрела бесценный опыт по международной сертификации самолетов, созданию системы послепродажного обслуживания и международного маркетинга. Этот опыт был бы полезен гораздо более амбициозной программе МС-21, но обмена опытом между дочерними холдингами ОАК нет, «Иркут» все делает сам.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more