ОАК, «Иркут» и «Гражданские самолеты Сухого» объединяются в одну компанию

Она будет выпускать все гражданские самолеты в России, в будущем структура перейдет на единую акцию
Объединенная компания должна будет увеличить выпуск самолетов в 5 раз / uacrussia.ru

Советы директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и входящих в нее корпораций «Иркут» и «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) на заседаниях 1 сентября одобрили присоединение к «Иркуту» ОАК и ГСС и формирование на базе объединенной компании гражданского дивизиона ОАК. Об этом сообщила пресс-служба холдинга. Это будет шагом на пути перехода всей ОАК на единую акцию.

ОАК – крупнейший по выручке отраслевой холдинг в России (выручка в 2016 г. по МСФО – 417 млрд руб., чистый убыток – 4,5 млрд руб.), почти на 100% принадлежит государству Решение об объединении активов холдинга принял совет директоров ОАК в декабре 2016 г. Переход на единую акцию повысит управляемость ОАК, так как в рамках холдинга многие инициативы блокировались руководителями крупных «дочек» и губернаторами, рассказывали ранее федеральный чиновник и человек, близкий к ОАК.

Юрий Слюсарь сохранит должность президента ОАК, а также станет президентом «Иркута», а нынешний президент Олег Демченко станет первым вице-президентом – генеральным конструктором «Иркута».

Президентом ГСС будет Александр Рубцов (гендиректор и крупнейший частный акционер лизинговой компании «Ильюшин финанс», также входящей в ОАК). Владислав Масалов с поста президента ГСС перейдет на другую работу. На базе ГСС при Рубцове будет формироваться центр маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания всех гражданских самолетов, выпускаемых группой ОАК.

Коллективы конструкторов, инженеров и рабочих продолжают работать над созданием конкурентоспособной российской техники, сообщает пресс-служба ОАК. «Иркут» сейчас выпускает боевые истребители и разрабатывает гражданский среднемагистральный самолет МС-21 (совершил первый полет 30 мая), ГСС выпускает ближнемагистральный самолет SSJ100.

Структура ОАК

Корпорация, созданная в 2006 г. для консолидации авиапредприятий, включает в себя около 80 юридических лиц (не считая неконтрольных пакетов), большая их часть принадлежит корпорации не напрямую, а через дочерние субхолдинги.

Получается, что гражданский дивизион ОАК возглавит сам Слюсарь. Военный дивизион, формируемый на базе компании «Сухой», возглавляет президент «Сухого» Игорь Озар. Транспортный дивизион возглавил гендиректор Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина Алексей Рогозин (сын вице-премьера Дмитрия Рогозина, который курирует ОАК).

Демченко (президент холдинга с 2005 г.) – очень влиятельный в отрасли человек, при нем «Иркут» имел в составе ОАК очень большую самостоятельность, казалось, его невозможно подвинуть, говорит человек, близкий к ОАК.

Уход Демченко с поста президента – важная перестановка, у него были самостоятельные взгляды, согласен директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Ранее заявлялось, что гражданский дивизион будет формироваться на базе ГСС, но в итоге выбрали «Иркут», видимо, как финансово благополучную компанию, продолжает он. ГСС убыточна много лет. Выручка «Иркута» по итогам 2016 г. составила $1,8 млрд, чистая прибыль – $18 млн (данные по МСФО).

«Эти кадровые решения обсуждались с Олегом Федоровичем (Демченко) и им одобрены», – говорит представитель «Иркута».

Будущее «Иркута» будет связано с гражданским МС-21, так как выпускаемые им истребители Су-30 теряют свой потенциал для гособоронзаказа и военного экспорта и будут замещаться самолетами Су-35 и Су-57, рассуждает Пантелеев.

Объединение должно способствовать достижению стратегических целей холдинга, сообщает пресс-служба: довести долю гражданской продукции в портфеле до 45% к 2035 г. (19% в 2016 г.), увеличить выпуск новых гражданских самолетов до уровня 100–120 машин в год (в 2016 г. выпущено 22 SSJ100), а также повысить эффективность, снизить издержки за счет централизации поддерживающих процессов, сократить уровни управления.