Статья опубликована в № 3862 от 30.06.2015 под заголовком: Советы менеджера: Садист, или Плохой начальник, который любит не любить людей

Садист, или Плохой начальник, который любит не любить людей

Седьмая статья цикла «Плохие начальники»
Михаил Слободин, Генеральный директор «Вымпелкома»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Садист – это руководитель, который не любит людей, которыми управляет, причем не любит в особо жестокой, порой изощренной форме. Он целенаправленно использует свою руководящую позицию для морального подавления своих сотрудников. Это человек, который для достижения необходимого для него результата из системы управления «кнут и пряник» к своим подчиненным применяет исключительно только кнут. Этот человек хорошо разбирается во всех нюансах психологии человека, связанных с подавлением и унижением. Он тонко чувствует слабые места жертвы и использует их для достижения своих целей. Формы управления, основанные на позитивной мотивации, он считает неэффективными и пустыми – в его представлении, безотказно и эффектно действуют только негативная мотивация. Он получает удовольствие от причинения боли своим подчиненным. И жить без этого не может.

Для любой организации, подразделения или проекта наличие садиста в качестве руководителя – катастрофа уже в среднесрочной перспективе. В краткосрочной перспективе методы садиста могут дать результат, особенно в условиях жесточайшего кризиса, когда вся команда находится в оцепенении и не может адекватно реагировать. Но в перспективе более нескольких месяцев садист просто разрушает организацию. Это происходит быстро и неотвратимо. Сильные, самостоятельные и уважающие себя люди быстро покидают место, где садист является начальником, поскольку не могут это терпеть и им есть куда идти. Часть людей в организации ломаются и переходят в режим минимизации боли, которую им может причинить садист-начальник. А слабых людей садист подавляет окончательно. И эта зараза довольно быстро начинает распространяться вниз по организации: появляются маленькие садисты, которые уже транслируют форму обращения с ними на нижестоящие слои в организации. Эффективность организации неуклонно падает, садист усиливает давление своими традиционными способами, причиняя боль подчиненным, что только усиливает скорость деградации. Результат  –  безвольные люди в организации, отсутствие мотивации, негативная культура, кардинальное падение эффективности.

Садиста-начальника довольно просто выявить его подчиненным. Постоянные претензии, по поводу и без. Частенько он публично унижает своих сотрудников, причем по явно незначительным поводам. Я начальник – ты дурак. Такова традиционная формула общения садиста со своими подчиненными. Попытка возразить заканчивается для сотрудника плачевно. Садисту важно подавить этот очаг самостоятельности и возражений, поэтому он резко мобилизуется, собирает все предыдущие грехи сотрудника (по этому поводу у садиста впечатляющая память и огромный архив в его голове).

Более изощренные садисты приучают своих подчиненных самим подвергать обструкции несогласных. Они красиво предлагают остальным высказаться и поставить несогласного на место. Что остальные и делают – потому что сами не хотят нести эту боль. Все это настолько очевидно внутри той организации и подразделения, что идентификация не представляет большой проблемы.

Со своим начальником садист ведет себя очень гибко и адаптивно, поскольку возможности садиста реализовывать свои наклонности в управлении зависят от начальника. Садист порой бывает очень милым – со своим начальником. Порой наблюдаешь за метаморфозой такого человека и диву даешься – насколько люди могут меняться. Но все это является ширмой. Проблема в том, что до начальника самого садиста-начальника сигналы о проблеме могут не доходить. Подчиненные садиста будут ниже травы, тише воды, зная, какой беспощадной и изощренной будет расправа над человеком, который отправил сигнал наверх.

Сложность в том, что у своего начальника садист формирует представление о том, что без подобных методов управления ничего не работает. Никому нельзя доверять, все сотрудники ленивы и понимают только наказание. И все это будет с примерами и доказательствами. В результате начальник садиста, даже понимая проблему, не хочет ее решать, потому что боится, что без методов садиста действительно ничего получаться не будет. В этом замкнутом кругу деградируют многие организации.

Я не знаю примеров успешного излечения садиста. Это крайне устойчивая модель управления, в которую садист все равно возвращается, как только над ним перестанет нависать опасность. В общем, это, с одной стороны, неизлечимая и при этом еще и крайне заразная болезнь. Если вы начальник садиста и при этом сами садист, ничего менять не нужно. Потому что в этой модели управления вас поймет и эффективно работать будет только такой же, как вы. Если же вы не садист, то тогда думать нечего – гоните садиста в шею. Коллегам же садиста не следует притворяться, что они не замечают того, что происходит в соседнем подразделении. Говорить с самим садистом бесполезно – нужен прямой разговор с начальником садиста с фактами и личными оценками происходящего. Если после этого ничего не происходит – значит, начальнику садиста это удобно. И это значит, что у вас плохой начальник. Сделайте соответствующий вывод.

Подчиненным же садиста могу дать простой совет. Хотите быть тряпкой, о которую вытирают ноги, – тогда ничего менять не надо. Продолжайте работать и, в свою очередь, развивать в себе навыки садиста по самоутверждению за счет остальных. Если вы хотите двигаться и расти – уходите как можно скорее. Потому что чем меньше вы будете находиться в этой токсичной среде, тем меньше сами отравитесь. Не делайте с другими того, чего не хотите, чтобы делали с вами. И не терпите того, что терпеть нельзя.

Автор – генеральный директор компании «Вымпелком»

Эта колонка продолжает серию Михаила Слободина «Плохие начальники»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more