Садист, или Плохой начальник, который любит не любить людей

Седьмая статья цикла «Плохие начальники»

Садист – это руководитель, который не любит людей, которыми управляет, причем не любит в особо жестокой, порой изощренной форме. Он целенаправленно использует свою руководящую позицию для морального подавления своих сотрудников. Это человек, который для достижения необходимого для него результата из системы управления «кнут и пряник» к своим подчиненным применяет исключительно только кнут. Этот человек хорошо разбирается во всех нюансах психологии человека, связанных с подавлением и унижением. Он тонко чувствует слабые места жертвы и использует их для достижения своих целей. Формы управления, основанные на позитивной мотивации, он считает неэффективными и пустыми – в его представлении, безотказно и эффектно действуют только негативная мотивация. Он получает удовольствие от причинения боли своим подчиненным. И жить без этого не может.

Для любой организации, подразделения или проекта наличие садиста в качестве руководителя – катастрофа уже в среднесрочной перспективе. В краткосрочной перспективе методы садиста могут дать результат, особенно в условиях жесточайшего кризиса, когда вся команда находится в оцепенении и не может адекватно реагировать. Но в перспективе более нескольких месяцев садист просто разрушает организацию. Это происходит быстро и неотвратимо. Сильные, самостоятельные и уважающие себя люди быстро покидают место, где садист является начальником, поскольку не могут это терпеть и им есть куда идти. Часть людей в организации ломаются и переходят в режим минимизации боли, которую им может причинить садист-начальник. А слабых людей садист подавляет окончательно. И эта зараза довольно быстро начинает распространяться вниз по организации: появляются маленькие садисты, которые уже транслируют форму обращения с ними на нижестоящие слои в организации. Эффективность организации неуклонно падает, садист усиливает давление своими традиционными способами, причиняя боль подчиненным, что только усиливает скорость деградации. Результат  –  безвольные люди в организации, отсутствие мотивации, негативная культура, кардинальное падение эффективности.

Садиста-начальника довольно просто выявить его подчиненным. Постоянные претензии, по поводу и без. Частенько он публично унижает своих сотрудников, причем по явно незначительным поводам. Я начальник – ты дурак. Такова традиционная формула общения садиста со своими подчиненными. Попытка возразить заканчивается для сотрудника плачевно. Садисту важно подавить этот очаг самостоятельности и возражений, поэтому он резко мобилизуется, собирает все предыдущие грехи сотрудника (по этому поводу у садиста впечатляющая память и огромный архив в его голове).

Более изощренные садисты приучают своих подчиненных самим подвергать обструкции несогласных. Они красиво предлагают остальным высказаться и поставить несогласного на место. Что остальные и делают – потому что сами не хотят нести эту боль. Все это настолько очевидно внутри той организации и подразделения, что идентификация не представляет большой проблемы.

Со своим начальником садист ведет себя очень гибко и адаптивно, поскольку возможности садиста реализовывать свои наклонности в управлении зависят от начальника. Садист порой бывает очень милым – со своим начальником. Порой наблюдаешь за метаморфозой такого человека и диву даешься – насколько люди могут меняться. Но все это является ширмой. Проблема в том, что до начальника самого садиста-начальника сигналы о проблеме могут не доходить. Подчиненные садиста будут ниже травы, тише воды, зная, какой беспощадной и изощренной будет расправа над человеком, который отправил сигнал наверх.

Сложность в том, что у своего начальника садист формирует представление о том, что без подобных методов управления ничего не работает. Никому нельзя доверять, все сотрудники ленивы и понимают только наказание. И все это будет с примерами и доказательствами. В результате начальник садиста, даже понимая проблему, не хочет ее решать, потому что боится, что без методов садиста действительно ничего получаться не будет. В этом замкнутом кругу деградируют многие организации.

Я не знаю примеров успешного излечения садиста. Это крайне устойчивая модель управления, в которую садист все равно возвращается, как только над ним перестанет нависать опасность. В общем, это, с одной стороны, неизлечимая и при этом еще и крайне заразная болезнь. Если вы начальник садиста и при этом сами садист, ничего менять не нужно. Потому что в этой модели управления вас поймет и эффективно работать будет только такой же, как вы. Если же вы не садист, то тогда думать нечего – гоните садиста в шею. Коллегам же садиста не следует притворяться, что они не замечают того, что происходит в соседнем подразделении. Говорить с самим садистом бесполезно – нужен прямой разговор с начальником садиста с фактами и личными оценками происходящего. Если после этого ничего не происходит – значит, начальнику садиста это удобно. И это значит, что у вас плохой начальник. Сделайте соответствующий вывод.

Подчиненным же садиста могу дать простой совет. Хотите быть тряпкой, о которую вытирают ноги, – тогда ничего менять не надо. Продолжайте работать и, в свою очередь, развивать в себе навыки садиста по самоутверждению за счет остальных. Если вы хотите двигаться и расти – уходите как можно скорее. Потому что чем меньше вы будете находиться в этой токсичной среде, тем меньше сами отравитесь. Не делайте с другими того, чего не хотите, чтобы делали с вами. И не терпите того, что терпеть нельзя.

Автор – генеральный директор компании «Вымпелком»

Эта колонка продолжает серию Михаила Слободина «Плохие начальники»