ТНК-BP “сдувается”


Неприятности преследуют ТНК-ВР. В октябре министр природных ресурсов Юрий Трутнев пообещал отозвать лицензию компании на Ковыктинское газовое месторождение, если в январе ТНК-ВР не начнет газификацию Иркутской области. А теперь под прицелом Генпрокуратуры оказался второй крупный газовый актив ТНК-ВР – ЗАО “Роспан Интернешнл”, купленное несколько лет назад у “Итеры” и ЮКОСа. Эта компания добывает газ на $40–50 млн в год.

Вчера Генпрокуратура объявила, что направила в Роснедра представление об отзыве у “Роспана” лицензии на газовые месторождения с суммарными запасами 950 млрд куб. м “за нарушение природоохранного законодательства”. Как следует из сообщения Генпрокуратуры, ее интерес к “Роспану” привлек депутат Госдумы Антон Баков, попросивший проверить уренгойское предприятие. Причем сам Баков в своем письме генеральному прокурору Юрию Чайке от 16 сентября (его копия есть в распоряжении “Ведомостей”) ссылается на обращение к нему обозревателя интернет-издания “Общая газета.ru” Артема Головичева, написавшего, что “Роспан Интернешнл” ведет “незаконную добычу газа и газового конденсата на месторождениях Уренгойской группы (Ямало-Ненецкий автономный округ)”. Депутат попросил Чайку провести проверку “Роспана” и “пресечь незаконную добычу”.

В беседе с “Ведомостями” член фракции “Единая Россия” Баков уточнил, что с Головичевым не знаком, но никогда не отказывается делать депутатский запрос, особенно когда речь идет “о нефтяных компаниях, за которыми нужен особый надзор”. Содержание обращения журналиста депутат припомнить не смог, но копию своего письма “Ведомостям” предоставил сам Головичев. В нем утверждается, что лицензия на Восточно-Уренгойское месторождение была получена в декабре 1999 г. незаконно, “без проведения конкурса, как предприятием, якобы имевшим ранее горный отвод” на этот участок недр. Но Восточно-Уренгойское месторождение не имеет статуса горного отвода, утверждает журналист, а значит, добычу полезных ископаемых там вести нельзя. Аналогичная ситуация, по информации Головичева, и на Ново-Уренгойском месторождении. Головичев, по его словам, давно интересуется деятельностью ТНК-ВР и все эти данные получил в результате собственного расследования. Сначала он направил материалы в Генпрокуратуру, а потом продублировал их в письме к Бакову, к которому ему “подсказали обратиться знакомые журналисты”.

Однако вчера депутат вдруг отозвал свое обращение к генпрокурору. Журналист был этим сильно разочарован и предположил, что на депутата давили. Сам же Баков признался “Ведомостям”, что его убедили отозвать запрос юристы ТНК-ВР, предоставив документы о том, что “ситуация поменялась”. Но Генпрокуратура уже провела проверку по депутатскому запросу и “факты, изложенные в обращении [Бакова], подтвердились”, сказано в ее пресс-релизе. “Если Роснедра лицензию не отзовут, то мы изучим ситуацию и можем оспорить их решение в суде”, – добавил представитель Генпрокуратуры в беседе с “Ведомостями”.

Руководитель пресс-службы Минприроды Ринат Гизатулин затруднился прокомментировать представление Генпрокуратуры, так как его ведомство еще не успело ознакомиться с документом. “Всю необходимую техническую документацию по разработке месторождений “Роспана”, которую было необходимо привести в соответствие, мы направили в Роснедра несколько месяцев назад, – сообщил “Ведомостям” представитель ТНК-ВР. – И до сих пор не было ответа”. По его словам, руководство компании еще не знает, как реагировать на заявление Генпрокуратуры.

“Действия прокуроров могут подвигнуть российских акционеров ТНК-ВР к продаже своей доли, ведь компания рискует остаться вообще без газовых активов”, – рассуждает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. Но источник, близкий к одному из российских акционеров ТНК-ВР, утверждает, что это не окажет влияния на позицию акционеров по поводу возможной продажи этого актива.