Импортеры не смогут убрать мусор

Минприроды не хочет допускать импортеров к утилизации бытового мусора, предлагая брать с них еще и залог при ввозе товаров в Россию
D.Acker/ Bloomberg

Разработанный Минприроды законопроект об ответственности производителей и импортеров за утилизацию бытового мусора может оказаться вдвойне обременительным для импортеров. И те и другие должны будут или гарантировать переработку отходов от своей продукции, или заплатить взнос в специализированный государственный внебюджетный фонд (ставки еще не определены). Предполагается, что под новые нормы подпадут изделия из стекла, ПЭТ-упаковка, бумага и картон, металлическая тара, бытовые электроприборы, шины и мебель.

Но импортеры, которые решат сами утилизировать бытовые отходы, должны будут еще и внести залог в размере экологического взноса, который причитается к оплате с их продукции. Иначе товар нельзя будет ввезти в Россию, говорится в законопроекте. Залог будет возвращен лишь после того, как поставщик отчитается об утилизации. Собирать с импортеров деньги будет Федеральная таможенная служба (ФТС).

Импортерам придется выделить некий депозитный фонд, т. е. выводить деньги из оборота, замечает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. А объемы поставок с каждым годом увеличиваются, нужно будет замораживать все больше и больше средств, продолжает он.

Получается, импортерам будет проще заплатить взнос, чтобы не иметь лишней головной боли, говорит Гуськов: «Сдал деньги в фонд и спи спокойно!» Но чтобы решить проблему отходов, закон должен стимулировать производителей не платить, а выпускать более экологичную продукцию и самим заниматься ее утилизацией, ведь они смогут сделать это наиболее эффективно, считает он.

Должны быть механизмы воздействия на импортеров, на случай если они не будут исполнять гарантии по утилизации, подчеркивает федеральный чиновник, участвующий в обсуждении законопроекта. Но залог - плохая идея, условия для импортеров будут значительно хуже, чем для производителей, признает собеседник «Ведомостей»: «Решение еще предстоит найти». По словам представителя вице-премьера Аркадия Дворковича (он курирует подготовку законопроекта), работа над поправками все еще продолжается.

РАТЭК, «Русбренд» и ассоциация «РусПЭК» в письме к министру природы Сергею Донскому (копия есть у «Ведомостей») предлагают предусмотреть ответственность импортеров, которые нарушат обязательства по утилизации, по аналогии с производителями: если отраслевой норматив не выполнен, нужно просто заплатить экологический взнос.

Контролировать выполнение обязательств должен Росприроднадзор, а не ФТС, считают поставщики, таможне просто нужно информировать Росприроднадзор об импортерах, а также об объеме и номенклатуре ввезенных ими товаров, если отходы от них подлежат утилизации.

Представитель Минприроды не говорит, будут ли учтены предложения бизнеса. Представитель ФТС также не смог прокомментировать, готова ли служба к такому росту нагрузки.

Замораживание денег для залога - дополнительный рост издержек импортеров, их придется переносить на потребителя, предупреждает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. Нагрузка на потребителей и так вырастет из-за введения ответственности производителей и импортеров за отходы, напоминает он, не хотелось бы увеличивать ее еще сильнее, тем более что доля импортных товаров на рынке достаточно высока.

Введение ответственности за отходы заставляет производителей наращивать затраты, возникает соблазн переложить их на потребителей, пишет IFC в докладе «Отходы в России: мусор или ценный ресурс?», избежать перекладывания ответственности позволяет именно эффективное госрегулирование системы обращения с отходами. На потребителя, как правило, перекладываются неокупаемые затраты на утилизацию. Чтобы свести к минимуму долю таких затрат, государству нужно наладить работу «мусорной» отрасли, рекомендует IFC: выделить обращение с отходами в отдельную услугу с прозрачной структурой платежа, собирать оплату в зависимости от фактического объема отходов и для начала ввести ответственность производителей в тех отраслях, где это наиболее коммерчески привлекательно, например для упаковки. Пока свыше 95% отходов захоранивается на свалках и полигонах.