Десятки лет подготовки, две звезды и баскетбольный ликбез для шейхов: НБА пришла в Абу-Даби
За пределами Северной Америки лига зарабатывает $1 млрд в год, но ищет способы получать большеВнимание к звездам
6 и 8 октября на «Этихад Арене» в Абу-Даби предсезонные матчи между собой провели чемпион сезона 2020/21 г. «Милуоки Бакс» с одним из самых узнаваемых игроков лиги — Яннисом Адетокумбо из Греции и «Атланта Хоукс», где главная звезда — молодой американец Трэй Янг.
Объединенные Арабские Эмираты никогда не отличались баскетбольными традициями. Местная сборная ни разу не отбиралась на чемпионат мира, а на Кубке Азии однажды занимала пятое место (в 1997 г.). Задача НБА на этом богатом, но новом для баскетбола рынке — в том числе познакомить местную аудиторию с игрой.
На обоих матчах «Милуоки» с «Атлантой» трибуны были заполнены, они собрали по 11 500 зрителей (самые дешевые билеты стоили 240 дирхамов — около 4000 руб. по нынешнему курсу), а перед началом зрителям объясняли основные правила игры, убедился корреспондент «Ведомости. Спорта» на арене.
Результаты матчей не имели принципиального значения, потому что они были тренировочными — очевидно, тренерам важнее было проверить на площадке всех баскетболистов из заявки, а не перегружать лидеров.
Яннис Адетокумбо принял участие только в первом матче и весь второй провел на скамейке — зрители, пришедшие в том числе посмотреть на него (среди экипированной аудитории преобладали люди в форме с его фамилией), были недовольны — в концовке второй игры арена скандировала: «Мы хотим Янниса», но он так и не вышел. Янг из «Атланты», второй по узнаваемости герой в составе обеих команд, в повторной игре набрал 31 очко за первую половину, а во второй участия уже не принимал — там играли далекие резервисты, многих из них отчислили из команды уже через пару дней.
Обращала на себя внимание камерная атмосфера по ходу матча: аудитория, не слишком хорошо знакомая с баскетболом, спонтанно реагировала на отдельные эпизоды, в основном с участием звезд, но оставляла без характерного шума многие яркие моменты. И легко отвлекалась, например, на появление у паркета легендарных игроков НБА из прошлого, таких как Шакил О’Нил, или звезд массовой культуры, популярных местных артистов, смотревших матч из лаунж-зон рядом с площадкой.
Колорита, из-за которого всегда легко можно будет отличить эти матчи по хайлайтам, добавляли зрители в характерных для Эмиратов белых одеждах — дишдашах. Большинство из них располагались в первых рядах на самых дорогих местах.
Постоянное присутствие
Матчи в ОАЭ — результат многолетней подготовки, десятков лет предварительного общения и разработок, отметил на пресс-конференции перед первой игрой в Абу-Даби глава НБА Адам Сильвер (он работает в лиге с 1992 г.).
«Для нас это не только реализация давнего плана, отложенного в том числе из-за пандемии, — сказал Сильвер. — В первую очередь, это возможность в целом делать дальнейшие шаги на новой территории. Как раз пандемия дополнительно показала нам всем, что нет лучше способа познакомиться и пообщаться здесь с людьми, чем приехать самим».
В торговом центре на том же острове Яс, где находится «Этихад Арена», НБА открыла фирменный магазин. Сильвер отметил, что таким образом лига создает постоянное присутствие в Эмиратах, а среди главных задач видит не только продажу атрибутики, в большей степени речь идет о баскетбольной точке притяжения в Абу-Даби, которая позволит проводить тематические мероприятия и глубже знакомить людей с тем, что происходит в лиге и баскетболе вообще.
К выставочным матчам приурочили подписание регионального спонсорского контракта с местным гигантом строительной индустрии — компанией Aldar, участвовавшей в возведении «Этихад Арены».
С января Aldar уже сотрудничает с футбольным клубом «Манчестер Сити», которым владеет член королевской семьи Абу-Даби шейх Мансур. Среди долгосрочных активностей с НБА уже анонсировали внедрение глобальной программы NBA Fit в местные образовательные проекты Aldar. Янниса Адетокумбо в ответ на вопрос греческого журналиста Сильвер охарактеризовал как мечту любого комиссионера — за его работу как мультикультурного символа вдобавок к топ-уровню на площадке. Двукратный самый ценный игрок лиги родом из Греции, но с африканскими корнями, ставший суперзвездой в США, — как раз идеальный герой для продвижения в новых регионах. Представителей арабских стран в лиге сейчас нет.
Заезды в Европу
Бизнес за пределами Северной Америки пока приносит НБА около 10% от выручки — примерно $1 млрд, общий доход за сезон 2021/22 г. был запланирован на уровне $10 млрд.
При этом за последние 15 лет доля международных доходов увеличилась более чем в три раза, уточнял для Financial Times заместитель комиссионера НБА и исполнительный директор лиги Марк Тейтум.
Самым выгодным рынком за пределами Северной Америки для НБА остается Китай. Лига не раскрывает деталей по выручке в конкретных регионах, но во время скандала, связанного с неосторожным твитом генерального менеджера клуба НБА «Хьюстон Рокетс» Дэрила Мори (сейчас работает на той же должности в «Филадельфии Севенти Сиксерс») в поддержку протестующих в Гонконге, потери лиги составили не менее $400 млн из-за приостановки партнерских соглашений в регионе.
Только телевизионный контракт в Китае с местным вещателем Tencent должен принести НБА $1,5 млрд до 2025 г.
Выставочные матчи на интересующих лигу территориях — давняя практика НБА. Первые такие игры провели еще в 1978–1979 гг., когда команда «Вашингтон Буллетс» (сейчас называется «Уизардс») сыграла сначала один матч в Тель-Авиве, а через год проехала в мини-турне Пекин, Шанхай и филиппинский Кесон-Сити — везде играли с местными командами.
В 1988 г. две команды НБА — «Милуоки» и «Атланта» — приезжали в Советский Союз на матчи с советской сборной, их провели в Тбилиси, Вильнюсе и Москве. В 2006 г. тоже в Москве «Лос-Анджелес Клипперс» сыграли по матчу с «Химками» и ЦСКА, позже армейцы провели семь матчей с соперниками из НБА в Америке и однажды сыграли с «Филадельфией» в Германии.
С 1990 г. лига стала проводить вне США и Канады официальные матчи регулярного чемпионата. Из 33 таких игр 12, в том числе восемь первых, сыграли в Японии, еще 11 раз их организовывали в Мехико и девять — в Лондоне.
В этом сезоне НБА заедет и в Европу: на 19 января в Париже запланирован матч регулярного чемпионата «Чикаго Буллз» — «Детройт Пистонс». Францию для этого формата открыли незадолго до пандемии, там провели матч 24 января 2020 г., а затем международная программа НБА встала на паузу.
Сильвер объяснил, что игру регулярного чемпионата по ходу сезона проводят только одну, а не, например, две подряд, как в предсезонный период, из-за логистических сложностей и напряженного календаря.
Глава НБА добавил, что при очевидной необходимости и дальше трансформировать бизнес по-настоящему глобальной лиге нужно переосмыслить расписание и, возможно, создать больше окон для матчей на других континентах.