«Нам перегрызут глотки». «Ювентус» под следствием за финансовые махинации

    «Юве» завышал стоимость трансферов и платил Роналду в обход контракта. Теперь клубу грозит штраф или Серия В
    Криштиану Роналду /IPA / ABACA

    С чего все началось?

    В 2018 г. «Ювентус» провернул громкий трансфер – в Турин переехал нападающий Криштиану Роналду. Клуб верил, что португалец поможет выиграть долгожданный трофей, – кубок Лиги чемпионов, а заодно окажет позитивное влияние на маркетинг и финансы.

    За первые сутки после подписания Роналду клубные соцсети выросли на 5 млн, а за три года общее число подписчиков увеличилось вдвое – с 50 до 113 млн. С задачей привлечь внимание к «Юве», и в целом к Серии А Криштиану справился. Влияние сделки на коммерческие дела клуба тоже стоит признать позитивным. Соглашения с Jeep и Аdidas после прихода Роналду были пересмотрены. Выплаты выросли: с 17 млн евро до 42 млн в год – для титульного спонсора, и с 23 млн евро до 51 млн евро – для технического. За первый год с Криштиану выручка «Ювентуса» выросла на 58 млн евро, а продажа футболок дошла до отметки в 1 млн штук, удвоив показатель предыдущего сезона.

    Стратегия по использованию Роналду в коммерческих и спортивных целях была поддержана выпуском облигаций («Ювентус» торгуется на миланской бирже) на 175 млн евро в феврале 2019 г. и увеличением капитала на 300 млн евро, что окончательно зафиксировали в январе 2020 г. Эти финансовые инструменты планировалось использовать для международной экспансии клуба, но в итоге привлеченные средства спасли «Юве» в пандемию. Когда мир ушел на карантин, стало понятно, что глобальные планы клуба придется отложить: заработать в такое время не помог бы никто, включая Роналду.

    Португалец тогда «помогал» только тратить: он обходился «Ювентусу» так дорого, что бюджет клуба, лишившийся большинства источников дохода, не выдерживал. «Юве» заплатил за Роналду рекордные для себя 116 млн евро, разбив выплаты на четыре года по 29 млн евро. По сообщениям итальянских СМИ, зарплата португальца до вычета налогов составляла 57 млн евро в год (31 млн евро чистыми). Получается, что «Ювентус», учитывая амортизационные выплаты и брутто-зарплату, ежегодно тратил только на Роналду 86 млн евро.

    При этом до начала пандемии клуб показывал приемлемые убытки: 19,23 млн евро в 2018 г. при доходе в 504,7 млн евро, 39,9 млн евро в 2019 г. при выручке в 621,5 млн евро. В июне 2020 г. «Юве» выпустил очередной отчет: доходы упали до 573,4 млн евро, убытки выросли до 89,7 млн евро.

    Что не так с отчетностью «Юве»?

    Комиссию по финансовому надзору за футбольными клубами (Covisoc) при Федерации футбола Италии (FIGC) заинтересовали не убытки, а неуклонный рост доходов «Юве» от трансферов – 330,8 млн евро в 2018 г., затем 421 млн евро и 508,4 млн евро в 2020 г. Эксперты Covisoc проанализировали финансовые отчеты, после чего рекомендовали федерации изучить доходы клуба от управления правами на игроков. Информация дошла до Прокуратуры, которая с осени 2020 г. начала прослушивать боссов «Ювентуса», инициировав уголовное расследование под кодовым названием «Призма». Параллельно свое расследование начала национальная комиссия Италии по компаниям и бирже (Consob), так как акции «Ювентуса» торгуются, а любая подделка отчетности может искусственно завышать цену активов.

    Как выразился президент «Юве» Андреа Аньели в одном из перехваченных разговоров: «Хуже происходящего только Кальчополи» (коррупционный скандал 2006 г. в итальянском футболе, в результате которого «Ювентус» вылетел в Серию В – «Ведомости. Спорт»).

    Кого и в чем обвиняют?

    Андреа Аньелли /imago images / Nicolo Campo

    Под подозрение в искусственном наращивании капитала на 50 млн евро попали семь человек: президент «Юве» Андреа Аньелли, вице-президент Павел Недвед, бывший глава спортивного направления Фабио Паратичи, нынешний главный корпоративный и финансовый директор Стефано Черрато, бывший главный корпоративный и финансовый директор Стефано Бертола, бывший финансовый менеджер Марко Ре и юрист Чезаре Габбасио. Также под следствием находится «Ювентус» как юридическое лицо.

    Прокурору показались подозрительным 42 рыночные сделки и 282 из 320 млн евро наращенного капитала с 2018 по 2021 г. То есть боссы «Ювентуса» и клуб обвиняются и в ведении «серой» бухгалтерии и выставлении счетов-фактур по несуществующим транзакциям.

    Какие сделки вызывают вопросы?

    Трансфер голкипера Эмиля Аудеро в 2019 г. – за 20 млн евро в «Сампдорию», где он провел сезон в аренде.

    Покупка в январе 2021 г. полузащитника Николо Ровеллы у «Дженоа» за 18 млн евро в обмен на двух игроков «Ювентуса» – Маноло Портанову (10 млн евро) и Элиа Петрелли (8 млн евро). При этом Ровелла продолжает выступать за генуэзский клуб на правах аренды.

    Но самая крупная сделка, вызывающая вопросы – обмен с «Барселоной» летом 2020 г.: Миралем Пьянич (70 млн евро) на Артура Мело (80 млн евро). Такой формат трансферной операции очень удобен для мнимого улучшения финансовой отчетности: при покупке игрока расходы распределяются на весь срок действия контракта (амортизация), а доходы, наоборот, в полном объеме вписываются в отчетность за сезон.

    Зачем «Юве» подделывал отчетность?

    Огромные контракты Роналду, британца Аарона Рэмзи и француза Адриана Рабьо увеличили расходы «Ювентуса» до такой степени, что клуб потерял возможность подписывать желаемых игроков – иначе бы не вписался в финансовый фейр-плэй. Потом нагрянула пандемия, доходы серьезно упали, а плохая отчетность – это еще и падение цены акций на бирже. Руководство сделало ставку на plusvalenza – фиктивный прирост капитала.

    Что уже удалось найти?

    Прослушивая телефоны подозреваемых, следователи зафиксировали две важные вещи:

    – первая – разговор о письме, подтверждающим наличие «неподотчетных обязательств» со стороны «Аталанты» во время обмена защитников Мериха Демирала и Криштиану Ромеро летом 2021 г.;

    – вторая касается «частного соглашения о договорных отношениях и бонусах к зарплате Роналду». Как сообщает La Gazetta dello Sport, португалец получал дополнительные выплаты, не прописанные в контракте, во время пандемии, когда остальные игроки согласились на понижение зарплат. «Это документ, которого не должно было существовать. Если они его найдут… Нам перегрызут глотки», – говорит один из боссов «Ювентуса» на сентябрьской записи.

    Сейчас полиция ищет индивидуальные соглашения, которые каждый игрок команды заключил с «Ювентусом» в марте 2020 г. во время карантина, а также таинственный документ Роналду. Помимо этого, следователи повторно обыскали офисы руководителей клуба в поисках бумаг, доказывающих мошенническое увеличение прибыли.

    Чем рискует «Ювентус»?

    В 2008 г. в подобных схемах обвиняли «Интер» (Милан), «Милан» и «Кьево» (Верона), но все три команды не были признаны виновными, поскольку объективно оценить стоимость трансферов оказалось невозможно. Однако 10 лет спустя «Кьево» лишился трех очков за «неоднократное нарушение правил бухгалтерского учета».

    В случае с «Ювентусом» все сложнее: как объясняла La Gazzetta dello Sport, в деле туринского клуба две стороны. Первая связана с ведением ложной бухгалтерии и регулируется Гражданским кодексом – нарушителей в таком случае наказывают штрафами. Вторая попадает в сферу спортивного правосудия, а именно – под ст. 31 Кодекса спортивной юстиции FIGC, которая регламентирует нарушения в управленческих и экономических вопросах. В случае, если «предоставление ложной, скрытой или частичной информации» былj совершено с целью «уклонения от федеральных постановлений в управленческих и экономических вопросах», то признанный виновным клуб наказывается штрафом. Если же руководство идет на фальсификацию документов, чтобы получить лицензию на участие в чемпионате, то наказание гораздо строже: снятие очков, вылет в дивизион ниже и исключение из соревнований на выбранный судом срок.

    Марко Донзелли, глава CODACONS (Итальянская ассоциация по защите прав потребителей), уже подготовил жалобу в Прокуратуру, прокомментировав ее в выпущенном для СМИ релизе так: «Если «Ювентус» получил незаконное преимущество над соперниками, Федерация и Управление рыночной конкуренции должны вмешаться. Мы подадим жалобу в антимонопольный комитет и федеральную прокуратуру с требованием перевести «Ювентус» в Серию В и отобрать недавние трофеи».

    Насколько все серьезно?

    Главная проблема для Прокуратуры – доказательства завышения цен на футболистов. Найти их – близко к невозможному. Игрок – это нематериальный актив, его стоимость никак не регламентируется. В футболе не раз случалось, когда талантливых и одаренных покупали за бесценок, а травмированных и не слишком перспективных – за большие деньги.

    Прокуратура пытается найти доказательства завышения стоимости в бумагах и записях телефонных разговоров, но и с тем, и с другим дела, согласно сообщениям итальянских СМИ, идут не очень. Телефоны боссов «Ювентус» прослушивали во время трансферного окна 2021 г., но за это время в клубе не произошло ничего подозрительного, что логично – расследование ведется с 2020 г., и руководители «Юве» могли предполагать подобные методы следствия. Если доказательства не найдут, «Ювентус» не накажут даже штрафом. В этом случае худшим наказанием для клуба станут уже готовящиеся поправки в Кодекс спортивной юстиции Италии, которые ужесточат контроль за сделками, из-за чего прежние схемы по фиктивному увеличению капитала станут невозможны.