1 млн проданных футболок, новые спонсоры и +20 млн подписчиков в соцсетях: Месси меняет бизнес ПСЖ

    Но компенсируют ли доходы рекордные затраты на контракт Лео?
    После трансфера Месси число подписчиков ПСЖ в соцсетях ежемесячно увеличивается на 1 млн человек /imago images / PanoramiC

    Лионель Месси уже почти полгода играет за «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ), и пока его футбольная статистика не впечатляет: 1 гол в 11 матчах вряд ли то, чего ждали от звездного аргентинца в Париже. Но коммерчески альянс Месси + ПСЖ выглядит весьма привлекательным проектом.

    ПСЖ + Месси: рекордные продажи футболок, новые спонсоры, высокий спрос на билеты и рост соцсетей

    Первое и самое очевидное, на что можно посмотреть, – это социальные сети. Всего за неделю после объявления о трансфере Месси аккаунты ПСЖ в TikTok, Facebook, Instagram, Twitter и YouTube суммарно выросли на 20 млн. Сейчас число подписчиков в среднем увеличивается на 1 млн в месяц.

    Директор клуба по спонсорской поддержке Марк Армстронг рассказал Goal, что клуб продал почти 1 млн футболок с момента приезда Месси в Париж. Это цифра, утверждает менеджер, была бы еще выше, если бы не задержки поставок формы, вызванные пандемией.

    «У нас был определенно лучший запуск формы с точки зрения продаж – спрос вырос минимум на 30-40%, – сказал Армстронг. – Если бы мы могли производить больше, мы бы продали еще больше».

    Помимо этого, в клуб вслед за Месси пришли новые спонсоры: онлайн-сервис по продаже подержанных автомобилей Autohero, криптобиржа Crypto.com, производитель растворимых напитков Smart Good Things и сервис доставки продуктов Gorillas. Предложений от компаний и раньше было много, а сейчас «их больше, чем когда-либо», признался Армстронг.

    Вырос и спрос на билеты. ПСЖ и до прихода Месси не мог пожаловаться на посещаемость: в сезонах 2018/19 и 2019/20 она была близка к 100%, но теперь все разрешенные для реализации места на стадионе (во Франции сейчас это 75% от вместимости) распродаются задолго до события. Этот момент учтут в разрабатывающейся стратегии ценообразования – велика вероятность, что цены на билеты вырастут.

    Финансовый отчет по сезону 2020/21 ПСЖ опубликует летом. Цифры наверняка подтвердят позитивное влияние Месси на выручку клуба и, возможно, вернут положительную динамику доходам: в пандемийном сезоне 2019/20 они сократились на 15% – 541 млн евро против 636 млн евро в сезоне 2018/19.

    Месси + ПСЖ: рекордно дорогой контракт, сложности с соблюдением правил финансового фейр-плей

    Приход Месси, безусловно, повысил коммерческую привлекательность ПСЖ, но при этом затраты клуба (и так не самые скромные, учитывая крупные контракты Неймара, Мбаппе и других звезд, а также трансферную активность) тоже выросли. В сентябре L’Equipe сообщил, что за три сезона во Франции Лео заработает 110 млн евро чистыми, то есть после выплаты 45% подоходного налога. При этом летом-2021 ПСЖ приобрел не только Месси – в клуб пришли Ашраф Хикими (60 млн евро), Данилу (16 млн евро), Джорджиньо Вейналдум (0 евро), Серхио Рамос (0 евро), Джанлуиджи Доннарума (0 евро). В совокупности зарплата новых звезд вместе с доходом Месси составляет 140 млн евро до уплаты налогов. Суммарно на весь состав уходит порядка 300 млн евро в год, и это при общих убытках в 124,2 млн евро в сезоне 2019/20 и 200 млн евро в сезоне 2020/21.

    Как же финансовый фейр-плей (ФФП)? Президент ПСЖ Насер Аль-Хелаифи заявил на пресс-конференции, где представляли Месси, что клуб знает правила ФФП и всегда будет их соблюдать. По данным AFP, головная компания ПСЖ – Qatar Sports Investment покрывает большую часть убытков, но клуб от проблем спасает не это.

    Во-первых, в 2019 г. Лига 1 совместно с Национальным управлением административного контроля менеджмента пересмотрела регламент: затраты на зарплаты и амортизацию трансферов ограничили 70% бюджета клуба. Правило должно было вступить в силу в сезоне 2020/21, но из-за коронавируса его внедрение сдвинули на 2023-й. Если бы этого не произошло, ПСЖ наверняка был бы признан нарушителем: в сезоне 2019/20 затраты клуба на зарплаты и амортизацию трансферов составляли 99,3% от бюджета.

    Во-вторых, из-за пандемии УЕФА временно отредактировал правила ФФП, убрав главное – ограничение убытков в 30 млн евро. Если клуб докажет, что серьезно пострадал от последствий коронакризиса. При этом 2020-й и 2021-й финансовые годы рассматриваются как один, а сумма убытков, понесенных клубами за этот период, делится пополам. Аргументировать негативное влияние пандемии на финансовое состояние клуба ПСЖ несложно – чего только стоит история с телеправами Лиги 1, когда вещатель ушел из-за недоигранного чемпионата, а клубы не получили положенные им выплаты.

    УЕФА планирует реформу ФФП. ПСЖ станет проще соблюдать правила

    Летом 2021 г. газета The Times узнала, что в связи с пандемией УЕФА планирует и кардинальную реформу правил финансового фейр-плей. По нынешнему варианту ФФП клуб предоставляет отчетные документы за три последних сезона – за этот период общий объем убытков должен составлять не более 30 млн евро (инвестиции в развитие не учитываются). Кроме того, все коммерческие контракты должны заключаться по «справедливой цене»: если специальные комиссии УЕФА посчитают стоимость сделки завышенной, то привлекается независимый аудитор, который указывает адекватную рынку цену.

    Но из-за пандемии нынешние ограничения ФФП уже пришлось временно смягчить, а пандемия продолжает оказывать негативное влияние на футбольную экономику – вряд ли клубы готовы к ужесточению финансовых правил. УЕФА, согласно летним инсайдам, разрабатывает два варианта решения этой проблемы.

    Первый: индивидуальный потолок зарплат, который будет зависеть от доходов каждого клуба, но с одним общим правилом – на фонд оплаты труда должно уходить не более 70% от прибыли.

    Второй: общий потолок зарплат для всех – около 600 млн евро в год.

    В случае, если клуб выходит за потолок зарплат, он платит УЕФА налог на роскошь: 1 евро за каждый 1 евро выше лимита. Если же превышение составляет порядка 20%, то выплата увеличивается в несколько раз. При повторном нарушении сначала повышается ставка штрафа, а далее рассматривается вариант исключения из еврокубков. Подобная система работает в НБА.

    И та, и другая схема вполне устроит ПСЖ – владельцы клуба получат возможность вливать деньги и тратить их, не опасаясь санкций со стороны УЕФА.