Игрок РПЛ сотрудничает с крупнейшим американским агентством. Оно продвигает звезд Голливуда и осваивает футбольный рынок

    Эдуард Сперцян, как и топы АПЛ, советуется с агентами CAA
    Полузащитник «Краснодара» Эдуард Сперцян первым из игроков РПЛ начал работать с агентством CAA /www.fckrasnodar.ru

    Один из самых талантливых выпускников российских футбольных академий, полузащитник ФК «Краснодар» Эдуард Сперцян в интервью Sports.ru рассказал о сотрудничестве с представителями CAA – самого успешного спортивного агентства 2022 г. по версии Forbes. Каким образом оно завоевало лидирующие позиции в футболе и как вышло на способного, но далеко не самого раскрученного игрока из России – в материале «Ведомости. Спорта».

    Акулы шоу-бизнеса

    Агентство Creative Artists Agency (CAA) было основано в 1975 г. в Калифорнии. Изначально и вплоть до нынешнего момента его специализацией была и остается работа со звездами шоу-бизнеса – актерами и музыкантами, писателями и дизайнерами. К числу клиентов CAA относятся такие легенды Голливуда, как Стивен Спилберг, Том Хэнкс и Риз Уизерспун. «Во всем мире оно более известно тем, что заботится о голливудских кинозвездах, чем о левых защитниках «Борнмута», – писали об агентстве в 2022 г. на портале The Athletic.

    Отличительная особенность CAA – максимально строгий подход к репутации своих клиентов. Неприглядные выходки означают для клиентов агентства неминуемое прекращение отношений. Один из таких примеров – разрыв контракта с ведущей Fox News Меган Келли из-за ее неосторожных высказываний в 2018 г. Рассуждая о костюмах на Хэллоуин, журналистка высказалась в поддержку так называемого «блэкфейса» – грима, который использовался в театральных сценках для высмеивания афроамериканцев.

    Интересно, что за год до скандала Келли приобрела популярность в России, поскольку интервьюировала Владимира Путина на тему российско-американских отношений и обвинений в адрес России во «вмешательстве в выборы в США» – эти обвинения опровергли как в Белом доме, так и в Кремле.

    CAA также было связано со скандально известным продюсером Харви Вайнштейном, которого в марте 2020 г. приговорили к 23-летнему сроку за сексуальное насилие, а на днях накинули еще 16 лет. Публикации о делах Вайнштейна начали выходить в американских медиа с осени 2017 г. По словам актрисы Роуз Макгоуэн, чтобы дистанцироваться от связи с Вайнштейном, CAA организовало флешмоб с участием голливудских актрис на премии «Золотой глобус» в январе 2018 г. Тогда знаменитости облачились в черное в знак протеста против сексуальных домогательств. Макгоуэн обвинила участниц акции в лицемерии.

    «Универмаг» для топ-клубов

    Влияние на рынке шоу-бизнеса и спорта CAA достигает за счет постоянного роста и выгодных связей. В частности, CAA имело отношение даже к Криштиану Роналду, хотя формально делами звездного португальца всегда занимался Жорже Мендеш и его агентство Gestifute. Американцы же получили выход на Роналду за счет партнерских отношений с компанией по коммерческим правам Polaris Sports, которой также руководил Мендеш.

    Долгое время CAA конкурировало с другим крупным агентством – International Creative Management (ICM) Partners. И те, и другие расширяли портфолио за счет присоединения менее крупных фирм. Например, в 2019 г. в структуру CAA вошло футбольное агентство Base Soccer Agency, в чьей клиентской базе находились 300 игроков и менеджеров. Это ответвление стало известно как CAA Base. В том же самом году в ICM образовалось футбольное ответвление ICM Stellar Sports. К этому привело поглощение Stellar Sports, компании, основанной влиятельнейшим агентом Джонатаном Барнеттом. Он наиболее известен по сделке о переходе валлийца Гарета Бэйла в «Реал» за 86 млн фунтов.

    В 2022 г. противостояние завершилось поглощением ICM за $750 млн. Результат слияния – образование гигантской корпорации, на которую работает 3000 сотрудников в 25 странах.

    К моменту заключения сделки футболисты не были главными звездами в клиентской базе CAA. Скорее, к ней относились хоккеист «Питтсбург Пингвинз» Сидни Кросби и баскетболист «Голден Стейт Уорриорз» Стеф Карри. Более того, в чисто футбольном отношении преимущество в споре двух компаний было на стороне ICM: 807 игроков с общей рыночной стоимостью 1,32 млрд фунтов против 557 за 764 млн фунтов у CAA.

    Предметом гордости для обоих агентств было масштабное присутствие в Английской премьер-лиге (АПЛ). Клиенты CAA – кореец Сон Хын Мин («Тоттенхэм»), бразилец Ришарлисон («Эвертон»), итальянец Жоржиньо («Челси»), француз Рафаэль Варан («Манчестер Юнайтед»), англичане Кайл Уокер («Манчестер Сити»). Теперь же к ним присоединились бывшие клиенты ICM Stellar Sports – англичане Джордан Пикфорд из «Эвертона», Бен Чилуэлл из «Челси», Джек Грилиш из «Манчестер Сити». Дополняют портфолио CAA игрок и главный тренер мадридского «Реала» – Эдуардо Камавинга и Карло Анчелотти.

    Англичанин Джек Грилиш и кореец Сон Хын Мин – звездные клиенты агентства CAA /IMAGO/Sportimage

    С момента слияния клиенты ICM перешли под опеку CAA, в то время как само название ICM перестало существовать. Издание The Washington Post оценило совокупную стоимость новой гигантской компании в $5 млрд. По подсчетам Forbes, на ноябрь у клиентов CAA заключены контракты на сумму в $14,01 млрд. Еще $3,76 млрд представляют различные неигровые сделки (как правило, спонсорские соглашения). В качестве комиссионных агентство получило порядка $971 млн.

    Различные издания разошлись в оценках перспектив новой глобальной корпорации и ее влияния на агентский бизнес. Например, в The Athletic написали о том, что разросшееся агентство превратится в «универмаг» для клубов и убьет конкуренцию на рынке. В частности, пострадать могут небольшие агентства, которые занимаются раскруткой молодых и перспективных игроков. Таких футболистов привлечет возможность сразу присоединиться к крупной фирме с мировым именем.

    В то же время в The Washington Post отмечают, что небольшие агентства, напротив, могут предложить спортсменам личный подход, создать «атмосферу бутика». В качестве примера приводится агентство Roc Nation, основанное американским рэпером Jay-Z. Roc Nation кропотливо подбирает в свою команду европейских футболистов, выстраивая для каждого из них персональный бренд и раскрывая их медийный потенциал. Наиболее яркие примеры – Джером Боатенг и Ромелу Лукаку, ставшие первыми для агентства клиентами-футболистами. Немец при поддержке Roc Nation запустил глянцевый журнал о моде, а имидж бельгийца менеджеры выстроили через откровенные истории о детстве и участие в шоу в YouTube.

    «Трудно делать то, что мы делаем со 150 клиентами. А если бы у нас их было 400, это вообще было бы невозможно», – так объяснял преимущества индивидуального подхода глава футбольного отдела Roc Nation Алан Редмонд.

    Любимый игрок Галицкого

    На специализированном портале Transfermarkt, отслеживающем все переходы игроков в мировом футболе, новое агентство заявлено как CAA Stellar. Сперцян в 22 года стал первым игроком, присоединившимся к нему в статусе воспитанника клуба Российской премьер-лиги (РПЛ). Как признался сам игрок, с американцами его свел польский полузащитник Гжегож Крыховяк, выступавший за «Краснодар» осенью 2021 г.

    По словам Сперцяна, больше всего в общении с новыми партнерами его поразил их профессионализм: «Ребята могут создать зум-конференцию: собираемся вшестером, у них есть полный статистический расклад по мне, нарезки игровых эпизодов. Говорят, что пока мне не хватает действий и точности в финальной трети. И что нужно чаще бить», – признался воспитанник южного клуба.

    За основной состав «Краснодара» Сперцян выступает с сезона 2020/21. Он считается любимым игроком основателя и владельца клуба Сергея Галицкого. Босс «Краснодара» приводит его в качестве примера футболиста, пробившегося в главную команду через молодежную и вторую команду. Более короткого пути для воспитанников академии Галицкий не признает. Сперцян на пути во взрослый футбол действительно поиграл за «Краснодар» на всех уровнях: первенство молодежных команд, Вторая лига, Первая лига.

    «Краснодар» выступает в РПЛ с 2011 г. В первые годы Галицкий был склонен к публичным выступлениям и даже обсуждал российский и мировой футбол с комментаторами в соцсетях. С определенного момента он забросил эту активность, но в сентябре 2021 г. впервые за долгое время обновил свою ленту ради Сперцяна. Босс «Краснодара» опубликовал видео, на котором полузащитник после гола целует клубную эмблему.

    Наконец, Сперцян – футболист, которому клуб улучшил условия личного соглашения по инициативе Галицкого. «Со Сперцяном было так. Пришел отец. Посмотрел [условия], согласился и подписал. Мы дали специально ниже сумму, потому что знали, что придет отец. Когда отец уехал, мы позвонили и сказали: «Тут есть коррекция в бóльшую сторону. Скажите Эдику, что он заслужил большего. Мы сразу ему эту сумму даем. И это не вы выторговали – это клуб дал», – рассказывал Галицкий в интервью проекту «Коммент.Шоу» в сентябре 2021 г.

    По версии CIES Football Observatory, трансферная стоимость Эдуарда Сперцяна – 16 млн евро данным /vk.com/fckrasnodar

    CAA подхватило Сперцяна на взлете. В первой части сезона 2022/23 он превратился не только в основного и ведущего, но и в самого результативного игрока команды: в 16 матчах чемпионата России забил девять мячей и отдал шесть голевых передач. В декабре Сперцян возглавил рейтинг самых подорожавших футболистов РПЛ за 2022 г. Его трансферная стоимость возросла с 3 до 9 млн евро. Еще выше, в 16 млн евро, Сперцяна оценивает CIES Football Observatory.

    Контракт Сперцяна с «Краснодаром» действует до 30 июня 2026 г. Отъезду Эдуарда в Европу может способствовать статус игрока сборной Армении. Российским футболистам и тренерам с введением санкций в начале 2022 г. трудоустраиваться за границей стало намного сложнее. В частности, из футболистов сборной России РПЛ за это время покинул только полузащитник Магомед Оздоев, выступающий в Турции за «Фатих Карагюмрюк». По этому поводу авторитетный агент Герман Ткаченко даже заявлял, что в США, Германии, Англии и Швейцарии действовала специальная инструкция – не приобретать тренеров и футболистов из России.

    Вспомнить можно и кейс полузащитника «Динамо» Арсена Захаряна. Лондонский «Челси» тщетно пытался подписать его в течение двух трансферных окон подряд. Информационным фоном шли новости о том, что только смена футбольного гражданства с российского на армянское могла бы упростить Захаряну возможность перехода в «Челси».

    Сперцян в 22 года превратился в одного из самых желанных игроков из РПЛ «на экспорт». Если его отношения с CAA получат развитие, клиентская база агентства, возможно пополнится игроками из России.