В УЕФА ждут увеличения доходов с 4 до 4,8 млрд евро в год. Все – благодаря новому формату Лиги чемпионов

    У клубов из топ-лиг могут отнять часть прибыли в пользу более скромных команд
    «Маккаби» из Хайфы в этой Лиге чемпионов обыграл «Ювентус», но получил от УЕФА минимальные призовые выплаты на основании результатов в еврокубках за последние 10 лет /Amir Levy / Getty Images

    Доходы Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) в сезоне 2024/25 могут вырасти с нынешних 4 млрд евро до 4,8 млрд евро. Как сообщает британское издание The Mirror, этому поспособствует новый формат Лиги чемпионов. Стоит оговориться, что в сезоне 2023/24 ожидаются еще более высокие доходы (до 6,7 млрд евро) – но за счет проведения чемпионата Европы.

    Через сезон первенства континента уже не будет, зато количество участников главного еврокубкового турнира вырастет с 32 до 36. В основной стадии Лиги чемпионов будет сыграно 189 матчей – на 64 больше, чем сейчас. Это станет возможным благодаря реформе группового этапа. На данный момент 32 команды разбивают на восемь групп, из которых по два лучших участника выходят в плей-офф. В рамках реформы УЕФА введет единую турнирную таблицу. Каждая из команд сыграет осенью как минимум восемь матчей вместо шести, как сейчас.

    УЕФА также работает над тем, чтобы на каждую игру команды выходили с высокой турнирной мотивацией. Для этого вводится так называемая «швейцарская система», применяемая в шахматах. Ее суть в том, что расписание строится в зависимости от результатов участников. По итогам преобразованной групповой стадии в 1/8 финала автоматически выйдут команды, которые займут первые восемь мест. Команды с девятого по 24-е места проведут двухматчевый плей-офф за выход в число 16 сильнейших.

    Руководители УЕФА ждут, что доходы вырастут от трансляций и спонсорства. В частности, именно с 2024 г. организация начнет увеличивать заработки на трансляциях еврокубков в США. В августе 2022 г. права на показ Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций продлила коммерческая сеть и потоковая платформа Paramount+. Новый контракт заключен на шесть лет, с 2024 по 2030 гг., его общая стоимость составляет $1,5 млрд ($250 млн за сезон).

    Новые ТВ-сделки также заключены с британскими и французскими вещателями. Кроме того, УЕФА ищет новых спонсоров для Лиги Европы и Лиги конференций на период с 2024 по 2027 гг.

    Как сообщает The Mirror, в УЕФА не только планируют выход на новый уровень доходов, но и разрабатывают формулу распределения средств между клубами. Главная задача – увеличить отчисления в пользу небольших команд.

    Сейчас призовые выплаты складываются на основании нескольких параметров: участие в турнире, спортивные результаты за сезон, «маркетинговый пул» (средства распределяются в зависимости от стоимости медиаконтрактов УЕФА в странах участников турнира), а также «исторический рейтинг» или «коэффициент». По этому параметру клубам платят за результаты в течение последних 10 лет, и доходы распределяются максимально неравномерно.

    Например, в сезоне 2020/21 венгерский «Ференцварош» получил по «историческому рейтингу» всего 1,1 млн евро, а мадридский «Реал» – 35,4 млн евро. В нынешнем сезоне от коэффициента пострадал «Маккаби из Хайфы – доходы израильтян по этому параметру составили всего 1,2 млн евро.

    Как утверждает The Mirror, для решения проблемы в УЕФА готовы пойти на радикальные меры. Например, ввести потолок выплат для команд из пяти ведущих европейских чемпионатов – Англии, Германии, Испании, Италии и Франции. Правда, пока это просто идея, которая находится в стадии обсуждения.

    «Сейчас происходит пересмотр моделей распределения средств, – подтвердила директор УЕФА по проведению соревнований Джорджия Маркетти. – Тем не менее, на данный момент еще рано говорить, в каком направлении мы будем двигаться. Обсуждение идет с участием всех заинтересованных сторон – УЕФА, клубов и лиг. Хочу отметить, что графа «коэффициент» в таблице выплат участникам еврокубков основана на результатах на протяжении долгого времени – последних 10 лет. Это не так далеко от критериев, которые используют сами лиги, принимая во внимание заслуги клубов, их ценность и фан-базу».