Сделка недели: ПСЖ продолжит рекламировать Руанду. Президент страны считает, что вложения уже окупились

    Катарские партнеры парижан тоже причастны к соглашению
    ПСЖ рекламирует туры в Руанду с 2019 г. На «Парк де Пренс», домашнем стадионе парижан, размещаются баннеры с призывом посетить африканскую страну /Zuma / TASS

    С мая 2011 г. ПСЖ владеет катарский инвестиционный фонд Qatar Sport Investments (QSI). Всего у парижан на данный момент заключено шесть партнерских соглашений с представителями ближневосточного государства, в том числе контракт о титульном спонсорстве с государственной авиакомпанией Qatar Airways.

    Однако ПСЖ старается подчеркивать свою привлекательность для партнеров из разных стран и континентов. Так, в 2019 г. клуб начал рекламировать туризм в Руанду. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. На прошлой неделе стороны объявили о продлении партнерства до 2025 г.

    Финансовые подробности сделки не уточнялись, но французские СМИ сообщали, что по первоначальному соглашению клуб мог зарабатывать от 8 до 10 млн евро в год.

    Схожие суммы ПСЖ доставались и по ряду других коммерческих соглашений. Например, Qatar Airways c 2020 по 2022 гг. обладала статусом не титульного спонсора, чей логотип наносится на футболки, а премиального партнера. Ежегодные выплаты по этой сделке составляли от 5 до 10 млн евро. По соглашению о титульном спонсорстве эта сумма увеличилась до 60–70 млн евро в год.

    Рекламный контракт с Руандой ПСЖ отрабатывает по нескольким направлениям. Прежде всего, речь о слогане Visit Rwanda («Посетите Руанду») на тренировочной форме парижан, но стороны разработали и другие креативные активации с привлечением футболистов, а также послов клуба и страны. За время действия соглашения Руанду успели посетить как действующие, так и бывшие игроки ПСЖ. Из нынешних игроков мультимедийным контентом в своих соцсетях делились Серхио Рамос, Юлиан Дракслер, Кейлор Навас, Тило Керер (последние двое уже покинули клуб). Из легенд – Юри Джоркаефф, Людовик Жюли, Хуан Пабло Сорин.

    В качестве ответного жеста клуб принимает на своем стадионе «Парк де Пренс» руандийских артистов, устраивающих красочные предматчевые шоу. Кроме того, на арене парижан подаются только руандийские чай и кофе. Наконец, еще в 2020 г. клуб открыл в Руанде футбольную академию. В ней занимаются 100 детей, некоторые из них – за счет фонда клуба, который вкладывается в образовательные и спортивные программы во Франции и за рубежом.

    Сделка с Руандой едва ли позволит ПСЖ заявить о независимости от своих катарских партнеров. У них в африканской стране свои бизнес-интересы. В декабре 2019 г. Qatar Airways приобрела 60% строящегося международного аэропорта Бугесера в пригороде Кигали, столицы Руанды. А в феврале 2020 г. нынешний титульный спонсор ПСЖ стал владельцем 49% акций RwandAir – национальной авиакомпании Руанды. Сделки удивительным образом совпали по времени с началом кампании ПСЖ по продвижению туризма в африканское государство.

    Над развитием туризма в Руанде действительно работают активно. В 2022 г. страну посетили более 1 млн иностранцев, а доходы от гостей составили почти $500 млн. К 2025 г. планируется увеличение заработков до $800 млн.

    Помимо ПСЖ, туры в эту африканскую страну рекламирует и лондонский «Арсенал». Клуб зарабатывает на этом 10 млн фунтов в год. Слоган, призывающий посетить Руанду, размещен на игровой и тренировочной форме «Арсенала», также он появляется на рекламных щитах вдоль поля во время домашних матчей команды.

    Соглашение «Арсенала» с Советом Развития Руанды (Rwanda Development Board или RDB) было заключено в 2018 г. Британское издание The Daily Mirror писало, что через год после начала партнерства доходы страны от турбизнеса увеличились на 17%, а количество визитеров из Европы увеличилось на 22%. В 2021-м сделку продлили. За все годы ее действия футболисты «Арсенала» несколько раз прилетали в Руанду, а бразильский защитник Давид Луис (c 2021 г. он играет на родине за «Фламенго») даже снимал рекламный контент. Он фотографировался с местными горными гориллами, а также подарил клубную футболку президенту Руанды Полю Кагаме, который руководит страной с 2000 г.

    На этом Руанда не останавливается. В 2025 г. страна организует чемпионат мира по шоссейному велоспорту. Кроме того, в Руанде за последние годы мощно вложились в инфраструктуру: потратили $104 млн на баскетбольный зал на 10 000 мест, $16 млн на поле для гольфа в Кигали (открылось в 2021 г.) и $160 млн на увеличение вместимости Национального стадиона с 25 000 до 45 000 зрителей (работы завершатся в 2024-м).

    Лидеры оппозиции критикуют вложения в спорт. Они указывают, что населению Руанды (13 млн человек) деньги нужны больше. В 2021 г. Всемирный банк оценивал ежегодный доход на душу населения в Руанде в $822. Власти же, напротив, утверждают, что туризм приносит необходимую иностранную валюту и стимулирует экономику, что особенно важно для страны, не имеющей выхода к морю.

    В Совете Развития Руанды пошли еще дальше и заявили об отдаче, которую принесли сделки с ПСЖ и «Арсеналом». Отмечалось, что только за счет рекламных кампаний за время действия соглашений с футбольными клубами в страну удалось привлечь 1 млн посетителей и $445 млн. Высказался и президент Кагаме: «Отдача от контрактов с «Арсеналом» и ПСЖ намного превышает то, что мы в них вложили».