Мода, компьютерные игры и жвачки – во что инвестирует Ибрагимович

    Звезда футбола пишет бестселлеры и получает $175 000 за публикацию в соцсетях
    Златан играл в футбол до 41 года /Zuma / TASS

    Златан Ибрагимович может вернуться в «Милан». Но уже не в качестве футболиста, а в роли одного из руководителей клуба. Об этом сообщил генеральный директор итальянской команды Джорджио Фурлани. «Ибрагимович – великий чемпион, он дорог всем болельщикам «Милана». Мы общаемся с ним уже несколько месяцев. Посмотрим, как будут развиваться события», – заявил функционер.

    42-летний шведский нападающий завершил карьеру 1 июля нынешнего года. Златан выступал на профессиональном уровне 24 года, за это время провел 827 матчей, забил 496 мячей, выиграл чемпионаты Италии, Испании, Франции, Нидерландов и множество других командных и индивидуальных трофеев.

    Сейчас состояние Ибрагимовича оценивается в $190 млн. Эта сумма строится не только из заработков на поле, но также из рекламных контрактов и, что гораздо менее известно, бизнес-инициатив. Швед прославился как выдающийся форвард и автор множества ярких цитат, «Ведомости. Спорт» рассказывает о Златане-инвесторе.

    Запустил успешную линию одежды только со второго раза

    О бизнесе Ибрагимович задумался после перехода в ПСЖ. Неудивительно, что, находясь во Франции, в 2015 г. нападающий решил создать свою линейку парфюмов. Назвал ее Zlatan Ibrahimovic. В линейку вошли как мужские, так и женские ароматы. Духи футболиста выпускаются до сих и на удивление не входят в люкс-категорию – в России их можно купить по цене от 3300 руб.

    «Мне интересно работать над этим и другими бизнес-проектами, – говорил Ибрагимович. – Это просто очередное приключение для меня. Мне не нужен дополнительный заработок. Когда проект работает, я получаю удовольствие. То же самое, как и во время игры в футбол».

    Спустя год после появления линейки парфюмов Ибрагимович запустил собственный бренд одежды под лейблом A-Z, что означает «Amateur to Zlatan» («От спортсмена-любителя до Златана»). Работа над дебютной коллекцией, выпущенной совместно с норвежской компанией Varner, заняла около полутора лет. Партнеры создали мужские, женские и детские спортивные вещи в минималистическом стиле и в приглушенной палитре цветов с акцентом на черный, серый и синий.

    Минималистичный бренд A-Z не нашел отклика у покупателей /a-z.com

    «Это простая одежда. Она для всех людей, любого происхождения. Таких, как я, понимаете. Я никогда не забываю то, откуда я пришел, и не забываю тех людей, которых встречал на своем пути», – делился Ибрагимович, выросший в проблемном мультинациональном округе в Мальме в семье югославских эмигрантов.

    Одежда продавалась в 10 европейских странах и при невысокой цене отличалась высоким качеством, однако на рынке бренд закрепиться не смог. В 2018-м Ибрагимовичу пришлось закрыть проект, поскольку всего за два года своего существования A-Z потерпел убытки в 21,7 млн евро. Дальнейшую раскрутку коллекции признали нерентабельной.

    Впрочем, идею с созданием собственной линии одежды Златан не забросил. После возвращения в «Милан» в 2020-м он выпустил несколько коллекций с местным брендом Dsquared2. В модельный ряд вошли вещи только черного цвета, которые призваны «подчеркнуть индивидуальность потребителя».

    На этот раз Ибрагимович не ограничился спортивной одеждой. Линейка включает в себя пляжные вещи, футболки и бейсболки, а также шерстяные пальто, блейзеры, куртки с кожаными рукавами и байкерские брюки. На одну из футболок из коллекции нанесли фразу Only god can judge me («Только бог мне судья») – этот же девиз вытатуирован на теле нападающего.

    Любит играть в компьютерные игры больше, чем в футбол

    Златан часто подчеркивает свою уникальность, в 2017 г. он мог сказать это с еще большим основанием – нападающий стал одним из первых футболистов, инвестировавших в игровую индустрию. Он купил шведскую студию Isbit Games и вместе ней разработал игру Zlatan Legends. В трейлере Ибрагимович, одетый в напоминающий броню Железного Человека костюм, играет в некий «драфтбол» – футуристический вид спорта с мячом.

    Концепция игры вдохновлена пинболом, задача игрока – провести мяч от начала извилистой трассы до конца, постоянно меняя траекторию ударами ноги футболиста. Zlatan Legends бесплатна, но пользователи могут покупать внутриигровые предметы за реальные деньги и открывать, к примеру, новые костюмы для персонажа.

    Ибрагимович стал героем компьютерной игры, создание которой сам же профинансировал /goodbyekansasstudios.com

    Суть игры проста: «Вы супергерой и спасаете планету, – рассказал Ибрагимович изданию Business Insider. – И даже не одну». В том же интервью Златан удивил всех заявлением, что компьютерные игры являются его главным хобби. «Я думаю, что персонаж в игре – это и есть я, потому что он очень уверен в себе, – отметил Ибрагимович. – Он хочет спасти мир – и это примерно то же самое, что я говорю, когда прихожу в новую команду». Спортсмен также полностью озвучил героя.

    Помимо этого, Златан вложился в шведский стартап Challengermode. Одноименная платформа предлагает пользователям участвовать в турнирах по Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends вместе с профессионалами и зарабатывать на этом деньги. В том числе благодаря деньгам Ибрагимовича проект привлек $1,3 млн инвестиций. О страсти Златана к играм говорили и его коллеги. «Ибра любит компьютерные игры и чаще играл в Fortnite, чем в футбол», – признавался полузащитник «Милана» Даниэль Мальдини.

    Златан участвовал еще в нескольких стартапах. Пожалуй, самым странным из них был проект под названием Mind The Gum. Компания производит специальную жевательную резинку для спортсменов и студентов. По словам создателей, она позволяет сохранять концентрацию во время соревнований и учебы.

    Успешный писатель, блогер и меценат

    Отдельно необходимо сказать про книги, выпущенные Ибрагимовичем и ставшие бестселлерами. Главная из них – «Я – Златан» – была издана в 2013-м в соавторстве с известным шведским журналистом и писателем Давидом Лагеркранцем на основе 100-часового интервью игрока. Впоследствии книга разошлась на цитаты.

    «Быть не таким, как все, – это прекрасно. Продолжайте оставаться самими собой. Лично мне это помогло», – написал Златан в обращении к читателям. Первое издание книги разошлось тиражом в 100 000 экземпляров в стартовый день продаж, к 2017-му в мире было продано 800 000 только печатных экземпляров. В 2021-м по этой книге выпустили художественный фильм.

    Также Ибрагимович зарабатывает на социальных сетях, оставаясь одним из самых медийных спортсменов в мире – его страница в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) насчитывает более 60 млн подписчиков. По подсчетам портала StartupTalky стоимость одной рекламной публикации на странице шведа равняется $175 000.

    Единственный трофей, не покорившийся Ибрагимовичу на клубном уровне, – это Лига чемпионов /EPA

    Несмотря на большие доходы и пафос, который Златан создает вокруг своего имени, он не тратит все деньги на себя и является одним из самых щедрых благотворителей в футболе. В Швеции Ибрагимович основал фонд, помогающий детям из трудных семей получать образование и заниматься спортом. А в феврале 2015-го эффектно привлек внимание к проблеме голода. Во время одного из матчей ПСЖ снял майку после забитого мяча и продемонстрировал 50 новых татуировок на теле. Татуировки были временными, на них были нанесены 50 имен незнакомых футболисту людей, обратившихся во Всемирную продовольственную программу за помощью из-за голода.

    «Я не настолько большой, чтобы уместить имена всех 805 миллионов, страдающих от голода. Желтая карточка? Учитывая, как страдают люди в мире, я готов получить и красную», – признавался Ибрагимович.

    По словам Златана, образ, который он держит на публике, не сочетается с поведением в обычной жизни: «Не считаю себя настолько высокомерным человеком, как об этом думают люди. Просто у меня есть уверенность в себе. Это не то же самое, что быть высокомерным. Обо мне говорят, что я плохой парень, но я обычный человек, семьянин, забочусь о близких. Хотя когда выхожу на поле, то превращаюсь во льва. Это большая разница».