«Участие телеканалов спасет индустрию». Российские единоборства пробуют новые схемы финансирования

    Телевидение готово не только показывать, но и устраивать турниры
    Кулачные бои стали популярными благодаря YouTube, а теперь ведущие промоушены проводят турниры в офлайн-формате и собирают по несколько тысяч зрителей /vk.com/hardcore.fighting

    UFC за Россию против всех

    В январе 2022 г. президент UFC Дэйна Уайт анонсировал три турнира с участием представителей России в главных боях, а в феврале президент РФ Владимир Путин объявил о начале военной спецоперации на Украине. На второе обстоятельство мировой спорт отреагировал очень быстро: россиян отстранили от международных стартов почти во всех видах спорта. UFC сохранил все заявленные бои и, не ограничивая использование национальных символов, дал возможность выступить в главных поединках Исламу Махачеву (26 февраля), Магомеду Анкалаеву (12 марта) и Александру Волкову (19 марта). Кроме них с 24 февраля бои в UFC провели еще 10 россиян. Два бойца из России дебютировали в промоушене, а один из них получил новый контракт.

    Второй ММА-промоушен мира Bellator пока тоже воздержался от санкций к бойцам из России. Вадим Немков продолжает подготовку к бою в Bellator 15 апреля, а Андрей Корешков мог бы выступить в мае, но снялся с поединка из-за сложностей с британской визой.

    «Это организации коммерческие <...> для них бан российских спортсменов не имеет смысла. Им это невыгодно», — объяснил в интервью «Матч ТВ» позицию ММА-промоушенов менеджер бойца Александра Шлеменко Алексей Жернаков. Но признал, что политика руководителей UFC и Bellator может измениться, если усилится давление со стороны компаний-владельцев — Disney и Viacom соответственно.

    Российский промоутер Камил Гаджиев в лояльности главных промоушенов видит хороший знак и для российского рынка: «Сохраняется мода на ММА в принципе, плюс они не увольняют россиян», — говорит он в интервью «Ведомости. Спорту». Если зарубежные ММА-организации откажутся от российских бойцов, внутренний рынок не сможет предложить им гонорары такого же уровня, объясняет Гаджиев.

    Напряжение и сопротивление

    Два года пандемии и карантинных запретов притормозили взаимодействие крупных международных ММА-промоушенов с Россией. Если с октября 2018 г. по ноябрь 2019 г. UFC провела три турнира в РФ, то с начала 2020 г. ни одного. При этом организация продолжала финансировать российский филиал, но после обострения ситуации на Украине перевела его в другой регион. Bellator впервые устроил большой турнир в России в октябре 2021 г. и анонсировал летнее мероприятие с участием Федора Емельяненко на Красной площади, но в связи с ситуацией на Украине отказался от этих планов.

    Российские промоушены в пандемию добавили в разнообразии форматов (кулачные бои, турниры с участием звезд шоу-бизнеса и т. д.), и даже месяц политического кризиса никак не повлиял на их активность. Звезда ММА Магомед Исмаилов провел первый в карьере профессиональный боксерский поединок (26 февраля) на шоу «Бойцовского клуба РЕН ТВ». Чемпион Fight Nights Вагаб Вагабов выступил на шоу Pravda (спонсорами были букмекерская контора и поставщик строительных материалов). Лига АМС Fight Nights провела турнир в Астрахани, а лидер российской индустрии чеченский промоушен Absolute Championship of Akhmat (АСА) — три события за пять недель, в Москве, Грозном и Краснодаре. Уральская лига Russian Cagefighting Championship, спонсируемая Русской медной компанией, по-прежнему нацелена провести бой между суперзвездами ММА Александром Шлеменко и Магомедом Исмаиловым летом 2022 г.

    Пока единственной большой отменой стал турнир с участием Шлеменко, намеченный на 1 апреля: боец не смог выступить из-за травмы руки, мероприятие сначала перенесли из Сочи в Пензу, а затем — на неопределенный срок.

    «В целом тенденция не очень хорошая, но у всех бизнесов разная ситуация, — объясняет Гаджиев. — Компании, которые получают прибыль в долларах, могут даже вырасти. В ММА сейчас есть ощутимые потери в виде спонсоров, у которых была доля иностранного участия. С нами иногда работал бренд Drive ME, принадлежавший компании PepsiCo, — понятно, что сейчас мы с ними ни о чем не договоримся. Кто-то вообще уйдет с рынка, поэтому лучше не станет».

    Организация дешевле трансляций

    Проведение одного ММА-турнира Гаджиев оценивает в 15 млн руб., где 1,5 млн уйдет на аренду площадки и ее обслуживание, 2 млн — на свет и звук. 1 млн руб. стоит съемка; по 500 000 нужно заложить на рекламную кампанию и шоу-составляющую. Призовые — от 200 000 руб. на бой, главный поединок стоит от 5 млн руб. «Высокооплачиваемых атлетов сегодня можно посчитать по пальцам одной руки, — признается Гаджиев. — Но стало много молодых ребят, у которых нет крутого резюме, но которые бьются на приличном уровне. Мне проще договориться с пацаном, который провел несколько боев и готов закатить хорошее шоу за 50 000 руб., чем со статусным бойцом, который посматривает на Америку и просит 1 млн руб. гонорара. Для телезрителя эффект один и тот же».

    В российских единоборствах еще до событий на Украине случилась серьезная перестройка рынка. Оказалось, что бои местных знаменитостей, имеющих отношение к единоборствам, могут быть так же востребованы, как бои элитных спортсменов. К примеру, титульный поединок боксеров Александра Усика и Энтони Джошуа на РЕН ТВ показал тот же рейтинг (1,1 в возрастной категории 18–54 по России, по данным Mediascope) и худший охват (1,8/4,1) в сравнении с трансляцией боя блогера Артема Тарасова с тяжелоатлетом Михаилом Кокляевым. При этом затраты на покупку телеправ на топ-события зачастую выше расходов на проведение собственного шоу.

    Проведение одного турнира по смешанным единоборствам промоутер Камил Гаджиев оценивает в 15 млн руб. /vk.com/hardcore.fighting

    Телевидение спасет

    Сопоставив рейтинги и затраты, телеканалы сами взялись за производство спортивного контента. РЕН ТВ уже третий год устраивает (и показывает) турниры в рамках проекта «Бойцовский клуб». Его промоутер Владимир Хрюнов объясняет в разговоре с «Ведомости. Спортом», что канал сосредоточен на боксе, но планирует побороться за телеправа на ММА-бой с участием Шлеменко. «Тут важна личность спортсмена — идола, достижениями которого интересуются», — говорит Хрюнов. Просчитанная регулярность турниров, проводимых РЕН ТВ, обеспечивает высокие рейтинги и увеличивает аудиторию, считает Хрюнов. «Сейчас идет расширение в сторону женщин», — добавляет он.

    В январе 2022 г. первым собственным турниром «Тройной удар» отметился «Матч ТВ», проведя в коллаборации с Fight Nights три события за три дня по трем разным правилам (ММА, кикбоксинг и бои на голых кулаках). А глава лиги кулачных боев HardCore Анатолий Сульянов в разговоре с «Ведомости. Спортом» подтвердил интерес к запланированному на июнь турниру со стороны «Первого». «Мы ведем переговоры», — сообщил он.

    При этом пока «Матч ТВ» продолжает показывать турниры UFC, а сервис Okko — события Bellator. Но в связи с уходом с российских ТВ- и интернет-ресурсов трансляций других видов спорта (от НХЛ до Английской премьер-лиги) спрос на спортивный контент в целом только вырастет, как и заинтересованность телеканалов в создании собственного продукта.

    «Участие телеканалов — это тренд, который спасет индустрию, — убежден Гаджиев. — Коммерческих партнеров не становится больше, лиги сталкиваются с дефицитом средств на проведение мероприятий. А на условиях коллаборации львиную долю организаторских головных болей, связанных с финансами, берут на себя каналы». У ТВ есть административный и человеческий ресурсы, чтобы обеспечить достойный продакшн и удобную локацию, добавляет Гаджиев: «Промоутер просто подбирает пары и договаривается с участниками. Поиск спонсоров, как правило, ложится на коммерческое агентство канала». Хрюнов схему финансирования «Бойцовского клуба РЕН ТВ» не раскрывает, но уточняет, что проект создается под ключ для рекламодателя, при этом канал «вкладывает и свои деньги».

    Что будет дальше

    Кулачные бои, в последние годы завоевавшие популярность благодаря YouTube, сейчас выглядят одной из точек роста российской индустрии единоборств. 23 февраля промоушен Hardcore впервые провел турнир со зрителями, собрав 8000 на «ЦСКА арене» — почти недосягаемая цифра для среднестатистического ММА-мероприятия, а в июне планирует еще один, на той же площадке. Но владелец организации пока не готов обсуждать регулярность подобных публичных событий. «Мы понимаем, что любая новизна рано или поздно приедается, — признает Сульянов. — Готовы ли мы регулярно заполнять арены, можно узнать только со временем».

    Лига кулачных боев TopDog уже около года успешно проводит турниры в Москве и Казани, публикует свежие выпуски на YouTube, а также тесно сотрудничает с российскими стриминговыми сервисами. Проект «Наше дело», специализирующийся на боях знаменитостей, уже переориентировался на Rutube и размещает там свои выпуски на несколько дней раньше, чем на YouTube. Как сообщили «Ведомости. Спорту» несколько источников на рекламном рынке, российский видеосервис сейчас активно продвигает себя и предлагает хорошие финансовые условия пользователям: некоторые блогеры получают гонорары за рекламу, а готовые шоу могут быть полностью выкуплены.

    Новые направления

    Российские ММА и до событий на Украине не слишком сильно зависели от иностранного влияния и в меньшей степени страдают от санкций. Местные спонсоры ориентированы на бои с участием россиян, иностранные топ-бойцы из-за высоких финансовых требований нечасто выступали в России, а атлеты среднего уровня из Бразилии, США или Европы могут продолжать приезжать. Что касается российских ММА-организаций, то изменится география их интересов, считает Гаджиев.

    «Придется отказаться от Европы, США, Украины и сделать акцент на локальных событиях, — говорит он. — Из зарубежных стран я бы рассматривал Бразилию, СНГ и Юго-Восточную Азию. ОАЭ или Саудовская Аравия — это потенциальные партнеры российского ММА. И мы почему-то вообще не думаем про другие густонаселенные регионы типа Индии и Бангладеш». А вот в перспективах китайского рынка для российского ММА Гаджиев сомневается. «Я провел там два ивента, — говорит он. — Чтобы в Китае делать продукт, интересный для местной публики, нужно быть если не китайцем, то человеком, который там давно живет. На это уйдут даже не годы, а десятки лет».