Проект теннисного «Премиум-тура» столкнулся с проблемами в поиске финансирования

    Авторы идеи уже дважды переносили срок презентации реформы тенниса
    Wikimedia

    Разработка проекта теннисного «Премиум-тура» затормозилась, сообщает The Athletic со ссылкой на собственные источники. По информации издания, авторы идеи не могут согласовать детали концепции соревнования, а также до сих пор находятся в поисках спонсоров. 

    Об идее объединить турниры «Большого шлема» с другими крупными соревнованиями календарного сезона для создания элитного тура стало известно в ноябре 2023 г. Тогда сообщалось, что организаторы Уимблдона, а также Открытых чемпионатов Австралии (Australian Open), Франции («Ролан Гаррос») и США (US Open) уже на протяжении полугода прорабатывают план с присоединением к «Премиум-туру» как минимум 10 турниров. С его помощью заинтересованные стороны хотят правильно донести инициативу до игроков, теннисных ассоциаций, а также потенциальных инвесторов. 

    На идею о создании нового тура организаторов натолкнули жалобы болельщиков на запутанный календарь, а еще недовольство теннисистов сложной логистикой и постоянными длительными перелетами. Также «Премиум-тур» должен стать своего рода волшебной таблеткой в борьбе с активной экспансией в теннис инвесторов из Саудовской Аравии. К примеру, в 2023-м с Женской теннисной ассоциацией (WTA) обсуждалась возможность проведения на территории страны Персидского залива Итогового турнира. В мужском теннисе Саудовская Аравия активно претендует на проведение турнира категории Masters 1000. Также с 2023 по 2027 гг. в Джидде будет проходить Next Generation ATP Finals – ежегодный теннисный турнир среди лучших игроков не старше 21 года с призовым фондом в $2 млн.

    Изначально проект «Премиум-тура» хотели представить в ноябре 2023 г. во время Итогового турнира ATP в Турине. Затем срок был перенесен на январь 2024-го, когда проходил Australian Open. Сейчас цель авторов идеи – подготовить презентацию к «Мастерсу» в Майами (состоится с 20 по 31 марта). Как сообщают участвующие в обсуждении проекта источники, главная причина постоянных переносов заключается в отсутствии четкого плана финансирования. 

    Также еще предстоит окончательно определиться с формулой «Премиум-тура». Сейчас в работе два варианта. По одному из них сезон будет состоять из 15 турниров, в который войдут «Большие шлемы» и 11 других соревнований. По другому – из 12-14 турниров. Оба варианта предполагают, что право на выступление в «Премиум-туре» будут получать теннисисты, входящие в топ-100 рейтинга. При этом количество участников «Больших шлемов» сократится с 128 до 96 игроков. 

    Еще одна большая трудность разработки проекта заключается в том, что организаторы «Шлемов» не могут определиться, стоит ли объединять собственные медиаправа и спонсорские контракты с более мелкими турнирами, которые они хотят включить в «Премиум-тур» (и если ответ будет утвердительным, то как именно это будет происходить).

    Тема с созданием «Премиум-тура», в котором элита будет отделена от остальных и играть ограниченное число турниров, далеко не нова, отметил в разговоре с «Ведомости. Спортом» вице-президент Федерации тенниса России (ФТР) Алексей Селиваненко. «Я про это слышу уже 30 лет, подобная идея появлялась в той или иной степени проработки не один и не два раза. Но в этот раз она продвинулась дальше, чем все предыдущие». 

    Вице-президент ФТР считает, что разделение тенниса на верхний и нижний эшелон может нарушить экосистему этого спорта, которая выстраивалась с начала Открытой эры в 1968 г. «Не скажу что в идее нет логики – маркетинговое выделение верхнего уровня соревнований и продажа медийных прав единым пакетом целесообразна. Вопрос в том, нужны ли такие кардинальные изменения», – подчеркнул Селиваненко. – Они могут нарушить баланс между турнирами и игроками. Так что идея точно неоднозначная».

    Селиваненко отметил, что сейчас теннисный тур выстроен таким образом, что каждый игрок, пройдя через череду соревнований, имеет возможность достаточно быстро добраться до вершины. «Теннис всегда был прекрасен тем, что человек из ниоткуда может пройти из отборочных и выиграть турнир «Большого шлема», как Горан Иванишевич или Эмма Радукану в свое время, – сказал вице-президент ФТР. – Если тур разделят, то как будет проходить обмен между теннисистами из нижней половины топ-100 и прогрессирующими игроками? Понятно, что есть люди, которые хотят меньше играть за большие деньги. Но что они скажут, когда они сами окажутся за пределами первой сотни?»