"Каспийский трубопроводный консорциум" не справится без миллиарда долларов


Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) может не хватить собственных средств для расширения проекта до 67 млн т: не исключено, что компания будет вынуждена привлечь внешнее финансирование, заявил вчера гендиректор КТК Александр Тараканов. Сумма кредита – около $1 млрд, он может потребоваться на втором этапе строительства – в 2012–2013 гг., добавил он. Начнется стройка в 2011 г., пока стоимость работ оценивается в $4,6 млрд. Но она еще может возрасти в пределах 3–5%, отметил Тараканов (до $4,74–4,83 млрд). Окончательный объем инвестиций будет согласован до 15 декабря 2010 г. Это уже не первое удорожание проекта: в 2005 г. расширение мощности трубы КТК оценивала в $2 млрд, в 2008 г. – в $3–3,5 млрд.

КТК

Оператор нефтепровода Тенгиз – Новороссийск (1580 км).. основные акционеры: Россия – 31% (в управлении «Транснефти»), Казахстан – 20,75%, Chevron – 15%, Lukarco – 12,5%.

Вопрос об увеличении мощности КТК с первоначальных 28 млн до 67 млн т в год встал сразу после запуска проекта – в 2001 г. Финансировать строительство КТК предлагал за счет отсрочки по выплатам займов акционерам (их сумма – $4,6 млрд) и тарифной выручки ($1,1 млрд по итогам 2009 г.). При этом тариф предлагалось поднять с $30,24 до $38 за 1 т, а ставку по займам – снизить с 12,66 до 6% годовых. Убедить акционеров удалось только в конце 2008 г. (одному из них – ВР пришлось покинуть проект). Новая финансовая модель отодвинула сроки окупаемости проекта с 2012 г. на 2018–2019 гг., сказал Тараканов. Выплачивать долги акционерам консорциум начнет с 2015 г. – после расширения трубы, когда выручка компании возрастет с нынешних $1,1 млрд до $2,5 млрд, отметил он, а полностью погасить задолженность КТК планирует к 2018–2019 гг. Тогда же консорциум начнет выплату дивидендов.

По словам Тараканова, все акционеры КТК согласились на такую схему, осталось дождаться подтверждения по прокачке дополнительных объемов нефти. Они будут, не сомневается аналитик банка Москвы Денис Борисов: добыча нефти в Казахстане будет расти, а маршрут КТК выгоден. Единственное препятствие – нерешенный вопрос пробок в черноморских проливах, считает он: Болгария с 2009 г. откладывает решение по строительству Бургас – Александруполис.